Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала результаты исследования российского рынка смартфонов и устройств WID (сегмент включает коммуникаторы, КПК, Интернет-планшеты) за 2009 г. По итогам периода общий объем продаж, согласно оценкам SmartMarketing, составил 1860000 шт. (с учетом устройств всех типов и категорий). При этом объем продаж собственно WID составил 713 тыс. штук (38,3%), на долю смартфонов пришлось 1147 тыс. штук (61,7%).

«Можно констатировать, что кризисный год рынок мобильных устройств перенес в целом не так и плохо, и, начиная с конца 2-го квартала, ситуация начала выправляться, — отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing. — Среди наиболее важных тенденций года следует назвать снижение цен, рост популярности альтернативных платформ и интереса массового рынка к неголосовым сервисам».

В абсолютном выражении при сравнении с итогами 2008 г. рынок показал падение чуть менее чем в два раза, объем продаж 2009 г. составил 68% от аналогичного показателя 2008 г.

В течение года доля смартфонов была заметно больше, чем устройств WID. При этом среднегодовая доля смартфонов незначительно снизилась. Следует отметить существенные колебания квартальной динамики. В I и II кварталах 2009 г. (с результатами I полугодия 2009 г. можно ознакомиться здесь). отчетливо доминировали смартфоны как более дешевые устройства (80,8% и 69,9%, соответственно), однако, начиная с 3-го квартала 2009 г., динамика изменилась, устройства WID демонстрировали позитивный тренд, а доля смартфонов несколько снизилась.

Во II полугодии существенно менялась и платформенная динамика. В 2009 г. усилилась роль нескольких, ранее нетипичных для нашего рынка мобильных платформ, таких как Android (новая платформа), Linux и BlackBerry (их позиции в России до 2009 г. можно характеризовать как нулевые). В целом, с учетом сектора смартфонов, ведущие позиции на рынке сохраняет Symbian (благодаря большим объемам продаж низко- и среднебюджетных смартфонов Nokia, на долю Symbian приходится 84,7 % всего объема продаж мобильных устройств). (Хотя, как отмечают аналитики, на мировом рынке Symbian постепенно утрачивает свои позиции.)

Если говорить о сегменте WID, более технологичном и более перспективном с точки зрения развития массовых неголосовых услуг, то лидирующие позиции в 2009 г. удерживала Windows Mobile (55,3% в этом сегменте), хотя в целом динамика для данной платформы была негативной: доля Windows Mobile в I полугодии 2009 г. составляла 61,2%, а во II полугодии снизилась до 53,4%. В то же время увеличилась доля iPhone OS (9,86% за год; 23,5% в I и 26,4% во II полугодиях 2009 г.), снизилась доля WID на базе Symbian (10,3% за год; 14,4% и 9,0% соответственно), доля WID на Android возросла с нуля до 8,9% во II полугодии 2009 г. (6,8% за год), аналогично возросла доля Linux (1,1% за год) и BlackBerry OS (0,8% за год).

Десятка лидеров рынка WID по итогам 2009 г. (по убыванию долей)

  1. HTC (26,3%)
  2. Apple (25,7%)
  3. Samsung (12,5%)
  4. Nokia (11,4%)
  5. GIGABYTE (6,2%)
  6. Rover Computers (6,1%)
  7. Acer (4,0%)
  8. ASUS (2,5%)
  9. Sony Ericsson (1,3%)
  10. HighScreen (1,0%)

Устройства WID компании HTC лидировали также и в подсегментах платформ Windows Mobile и Android.

Среди значимых факторов, обуславливавших развитие рынка WID в 2009 г., можно отметить массированные распродажи в канале, связанные с очисткой складских площадей. Многие поставщики стремились быстро конвертировать товар в финансовые средства, пусть даже ценой некоторых потерь. В частности, можно отметить распродажи модели Samsung WiTu, сгенерировавшие во II полугодии значительную часть объема продаж платформы Windows Mobile. Прошедший год прошел под знаком ценовой конкуренции, увенчавшись преодолением психологически важного барьера в 10 тыс. руб.