Компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты своего первого исследования рынка корпоративной IP-телефонии. В ходе исследования проанализированы тенденции и перспективы развития коммуникаций на базе интернет-протокола, в том числе в сегменте абонентских устройств (терминалов), включая мобильные терминалы и программные клиенты (софтфоны), а также с точки зрения стратегий операторов и вендоров.

Проникновение и цели использования

По оценке J’son & Partners Consulting, в настоящее время проникновение IP-телефонии в корпоративном секторе (компании с числом сотрудников от 50) в крупнейших городах России не превышает 38%, что примерно соответствует уровню США и Западной Европы двухлетней давности. Основным драйвером использования VoIP на российских предприятиях является возможность значительной экономии на междугородних и международных звонках по сравнению с обычными звонками через операторов дальней связи. В меньшей степени IP-телефония используется для снижения затрат на этапе внедрения сети и ее эксплуатации, а также для повышения эффективности коммуникаций и бизнес-процессов.

Виды IP-телефонии и абонентские устройства

Наиболее популярными абонентскими устройствами VoIP у корпоративных пользователей (компании с числом сотрудников от 50), являются стационарные проводные IP-телефоны, включая USB-телефоны с поддержкой протокола SIP. Их используют примерно 2/3 предприятий из числа тех, которые применяют IP-телефонию в любом ее виде. Следующий по степени распространенности тип — бесплатные программные решения (Skype, Sipnet, Google Talk и др.), которые используют примерно в каждой третьей компании, где внедрена IP телефония. Звонки по предоплаченным картам IP-телефонии, которые доминировали несколько лет назад, в настоящее время используются только в каждой десятой компании. Получают все большее распространение беспроводные IP-телефоны (DECT и Wi-Fi), распространенность которых находится примерно на том же уровне, что и предоплаченные карты IP-телефонии. Замыкают список сотовые телефоны, позволяющие использовать IP/SIP-телефонию через сети Wi-Fi и/или 3G, — их используют в 5% компаний, где есть VOIP.

Среди бесплатных коммуникационных программ наибольшее распространение получили Skype и Sipnet. Однако в 38% компаний, где внедрена IP-телефония, использование Skype и других подобных коммуникационных программ категорически запрещено или не одобряется руководством. С другой стороны, более чем в 60% компаний, которые используют IP-телефонию в том или ином ее виде, использование Skype и других подобных коммуникационных программ разрешено, причем в некоторых компаниях вариант IP-коммуникаций является стандартом в бизнес-процессах.

Самая низкая лояльность к Skype — у руководства финансовых структур, что связано с повышенными требованиями к информационной безопасности, самая высокая — в сфере предоставления услуг населению.

Тенденции и прогнозы

С дальнейшим развитием широкополосного доступа в России все большее распространение в корпоративном секторе будет приобретать технология Voice over Broadband («голос поверх широкополосного соединения»). Доля «старых» видов IP-телефонии, таких как «карточный» VoIP, будет снижаться с сегодняшних 4% до 1-2% в ближайшие 2-3 года. На предприятиях малого бизнеса, где нет строгих требований к информационной безопасности, сотрудники будут продолжать активно использовать Skype и подобные программы, однако более серьезные заказчики будут склоняться в пользу «закрытых» внутрикорпоративных решений, в том числе — к системам унифицированных коммуникаций от ведущих вендоров, включая Microsoft.

По мере увеличения конкуренции и снижения цен на услугу IP Centrex (виртуальная АТС) будет расти популярность этой услуги. По прогнозам J'son & Partners Consulting, проникновение этой услуги в российском корпоративном секторе увеличится с 1-2% до 3-4% в ближайшие 2-3 года. В условиях кризиса будет продолжать расти популярность программных IP-АТС — по мере того, как разработчики систем на базе ПО с открытым кодом смогут предложить рынку законченные решения и обеспечить достаточно высокий уровень их технической поддержки.