Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала результаты исследования российского рынка WID и смартфонов за первое полугодие 2009 г.

Общий объем продаж устройств WID и смартфонов на российском рынке составил 676000 штук (с учетом устройств всех типов и категорий, включая смартфоны, коммуникаторы, КПК и мобильные Интернет-планшеты), при этом объем продаж собственно WID (коммуникаторы, КПК, Интернет-планшеты) составил 165000 штук (24,4%), на долю смартфонов пришлось 511000 штук (75,6%).

В абсолютном выражении рынок показал падение примерно в два с половиной раза по сравнению с I полугодием 2008 г.. Заметно больше пострадал сегмент WID, где имеется большое количество игроков, придерживающихся разнообразной технической и маркетинговой политики. Сектор смартфонов (традиционно более инертный и фактически зависящий от вектора развития единственного крупного игрока) пострадал меньше, в основном вследствие позиционирования в более низкие ценовые ниши.

Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры оставалась высокой. В сравнении с объемами продаж первого квартала, продажи во II квартале 2009 г внушают осторожный оптимизм. Говорить о восстановлении рынка преждевременно, но тенденция очевидна (120400 устройств в I квартале 2009 г. и 442400 устройств во II квартале 2009 г.), рост чуть менее, чем в два раза в абсолютном выражении.

Платформtная динамика менялась более существенно. В I квартале 2009 г. наметилась тенденция роста доли WID в сравнении со смартфонами (доля смартфонов составила 79,02% в I квартале и 73,82% во II квартале 2009 г., тогда как WID занимали 20,98% в I квартале и 26,18% во II квартале 2009 г.).

Десятка лидеров рынка WID по итогам первого полугодия 2009 г. (перечислены по убыванию долей):

1. Apple (27,03%)
2. Samsung (23,11%)
3. HTC (14,05%)
4. Nokia (8,27%)
5. GIGABYTE (6,49%)
6. RoverPC (4,31%)
7. ASUS (3,4%)
8. Mio (3,2%)
9. Acer/E-TEN (3,11%)
10. Sony Ericsson (1,75%)
Другие вендоры (5,28%)

В целом динамика рынка WID и смартфонов положительна. Объемы продаж устройств постепенно растут. Из тенденций, определяющих развитие рынка в краткосрочной перспективе, следует отметить, прежде всего, появление в России первых устройств на базе платформы Android. Согласно предварительным оценкам аналитиков SmartMarketing доля устройств на базе этой ОС в III квартале 2009 г. (модели HTC Hero и Highscreen PP5420) составит порядка 1%, к концу года эта цифра может достигнуть 4-6% от общего объема рынка WID.

Доля платформы Windows Mobile может увеличиться в связи с анонсом Windows Mobile 6.5 и новых моделей устройств на базе этой ОС, а также массовым снижением цен на складские остатки моделей предыдущего поколения. Доля Symbian в сегменте WID будет испытывать негативный тренд, в связи с изменением потребительских предпочтения массового рынка и сложностями конкуренции WID устройств основного вендора Symbian — Nokia — с более мощными и функционально насыщенными WID-решениями на других платформах.