Результаты исследования российского рынка мобильных ПК во 2-м квартале (см. также http://www.itbestsellers.ru/news/detail.php?ID=15840) указывают на некоторые структурные изменения. С точки зрения технологической и ценовой структур сбыта ноутбуков, во 2-м квартале наметилось возвращение к превалированию продаж систем среднего уровня. В противовес обозначавшейся ранее тенденции к существенному уходу в low-end. Тут, конечно, следует учесть еще и курс доллара, который во 2-м квартале снизился. И реальные розничные цены в рублях продолжали снижаться. Падение общего ценового уровня позволило потребителям, несмотря на тяжелейшие условия, приобретать и более функциональную технику.

Можно также учесть и то, что рынок потребительского кредитования до сих пор не ожил, что заведомо отсекает самых низкобюджетных потребителей: на рынке остались только наиболее обеспеченные покупатели с собственными средствами, они же, в среднем, являются и более опытными и требовательными пользователями.

Подобные тенденции и на рынке нетбуков. В этой среде также наметилось смещение продаж к более дорогим моделям – стали превалировать продажи 10-дюйм устройств.

При этом сам рынок не расширяется. Доля нетбуков в общем объеме продаж составила 15,6% (порядка 84 тыс. шт.), что немногим меньше показателей 1-го квартала.

Нетбуки не стали в массовом сознании бюджетной заменой полноценным интегрированным ноутам. В целом они остаются дополнительным, выездным гаджетом, и в кризис не являются товаром первой необходимости.