Компания Strategy Analytics опубликовала новые данные по глобальному рынку мобильных устройств за 2 квартал 2009 г. В целом, несмотря на общее 8%-ное падение продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года, – 273 млн против 297 млн устройств за квартал, — аналитики отмечают «неуверенную стабилизацию» данного сегмента. Спад рынка наблюдается уже третий квартал подряд, хотя снижение все же уменьшается: 11% в 4 кв. 2008 г. и 14% падения рынка — наихудший показатель — в 1 кв. 2009 г. Аналитики надеются, что худшие времена позади. Векторами роста, по их мнению, становятся устойчивый спрос в таких странах, как Китай, а также (частично) повышение активности ретейлеров, связанное с пополнением запасов и расширением ассортимента устройств. В 3 кв. 2009 г. Strategy Analytics прогнозирует объем поставок мобильных устройств около 290 млн., т. е. на 5% ниже прошлогоднего уровня, считая, что тенденция снижения падения рынка продолжится в последнем полугодии 2009 г. 

Наилучшие показатели роста у южнокорейских фирм Samsung и LG — доли рынка обеих самые высокие из тех, что демонстрировались ими ранее — 19 и 11 % соответственно. Причина — стабильный спрос на трубки с сенсорным экраном (touchphones) и клавиатурой QWERTY. За последние семь лет доля рынка Samsung почти удвоилась (сравним с 10% во 2 кв. 2002 г.), а у LG сегодня такая же доля рынка, как у Motorola (5%) и Sony Ericsson (5%) вместе взятых. Между тем лидер рынка компания Nokia за 2 кв. продала 103.2 млн устройств, что на 15% меньше, чем в том же периоде прошлого года (122.0 млн). Темпы роста этой компании были ниже среднегодовых по рынку, а доля во 2 кв. 2009 г. уменьшилась с 41% до 38%, поскольку продажи ее устройств упали во всех регионах мира, кроме Китая. Рекордное снижение продаж во 2 кв. 2009 г. показали Motorola и Sony Ericsson — 47% и 43% соответственно (см. таблицу).

Таблица. Объем продаж мирового рынка мобильных устройств во 2 кв. 2009 г.

Компания 2 кв. 2008 2 кв. 2009 
Устройств, млн шт. Доля рынка, % Устройств, млн шт. Доля рынка, %
Nokia 122 41.00 103.2 37.80
Samsung 45.7 15.40 52.3 19.20
LG 27.7 9.30 29.8 10.90
Motorola 28.1 9.50 14.8 5.40
Sony Ericsson 24.4 8.20 13.8 5.10
Другие 49.4 16.60 59.1 21.60
Общий объем 297.3 100.00 273 100.00

Источник: Strategy Analytics

А вот среди других производителей интересны показатели Apple: во 2 кв. 2009 г. объем продаж iPhone-ов достиг 5.2 млн шт., а доля рынка выросла до 1.9% (1.6% в предыдущем квартале).

Опубликованы также результаты исследования этого рынка, выполненного IDC, они близки к приведенным выше результатам Strategy Analytics. По данным IDC, производители всего мира поставили 269.6 млн мобильных устройств, что на 10,8% ниже 302.2 млн, проданных во 2 кв. 2008 г., но эти показатели оказались лучше аналогичного предыдущего периода. Согласно IDC, во 2 кв. 2009 г. доля мирового рынка Nokia составила 38.3%, за ней следуют Samsung с 19.4 % и LG c 11.1 %. Доля рынка Motorola — 5.5 %, а Sony Ericsson — 5,1 %. Аналитики IDC считают, что в целом за год рынок мобильных устройств упадет на 13%, но сохранит неизменным состав основных игроков. На некоторое улучшение состояния рынка позволяют надеяться слабые сигналы «с полей» о повышении спроса на дорогие устройства. А уж производители постараются сместить спектр своих предложений в сторону запросов потребителей.