Последний прогноз аналитической компании Gartner предполагает, что продажи на мировом рынке ПК достигнут в 2009 г. 274 млн шт. — это на 6% меньше, чем в 2008 г. (292 млн шт.). Теперь Gartner рассчитывает, что в IV квартале 2009 г. рынок уже покажет положительную динамику и на этой основе в следующем году начнется его восстановление (согласно оценкам аналитиков, прирост в 2010 г. составит 10,3% в штучном измерении).

Новый прогноз Gartner несколько лучше, чем тот, который был опубликован в середине мая и предсказывал снижение по итогам года на 6,6%, и заметно лучше мартовского прогноза, где речь шла о падении на 9,2%. Однако аналитики проявляют осторожность в формулировках, говоря, что ситуация, по-видимому, улучшается, но пока еще рано утверждать, что худшее позади и рынок начинает восстанавливаться.

В I квартале этого года ситуация на рынке ПК во всем мире, кроме Восточной Европы, оказалась лучше, чем ожидали эксперты; в частности, гораздо выше были продажи в потребительском секторе. Но картина с корпоративными системами ухудшалась, и потому в Gartner полагают, что большая часть роста потребительского сектора была обусловлена не увеличением спроса, а перераспределением в канале поставок. Как следствие, компания прогнозирует, что во II и III кварталах продажи упадут на 10% и лишь в IV квартале начнется рост.

Мини-ноутбуки по-прежнему смягчают падение рынка в целом: ожидается, что их продажи достигнут 21 млн шт. в этом году и 30 млн шт. – в следующем. Однако в I квартале продажи этих устройств впервые уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отчасти этот факт связан с общим падением поставок в регионе EMEA, но, кроме того, он отражает конкуренцию между мини-ноутбуками и обычными мобильными ПК low-end, поскольку первые развиваются в сторону увеличения диагонали экрана, а вторые продолжают дешеветь. Фактически мини-ноутбуки, по мнению аналитиков, становятся просто еще одним выгодным предложением на рынке мобильных ПК. 

Прогноз Gartner для мобильных ПК таков: продажи в 2009 г. достигнут 149 млн шт., что на 4,1% лучше, чем в 2008 г., но покупатели потратят на эти устройства на 12,8% меньше, поскольку их средняя розничная цена (average selling prices, ASP) будет и дальше падать с невиданной скоростью. Такое резкое снижение цен отражает явное смещение рынка в сторону недорогих мобильных ПК, отчасти за счет перехода к мини-ноутбукам, но главным образом за счет улучшения соотношения цены и эффективности в low-end-ноутбуках.

Что касается настольных ПК, их продажи ожидаются в количестве 125 млн шт., или на 15,7% меньше, чем в 2008 г., а траты на них снизятся на 26,6%.

Как считают эксперты, продажи и мобильных ПК, и десктопов пострадают от того, что пользователи в условиях экономической депрессии откладывают обновление имеющейся техники, продлевая срок ее жизни. Хорошая же новость для отрасли состоит в том, что обновления лишь отложены, но не отменяются совсем. Проведенные Gartner исследования показывают, что активное обновление компьютеров начнется в 2010 и 2011 гг., способствуя подъему рынка.

Однако аналитики не ожидают особых эффектов для рынка от выхода Microsoft Windows 7, анонсированного на октябрь. Хотя вокруг выхода новой ОС было много шума, вряд ли развитие рынка ПК будет сильно отклоняться от обычных сезонных тенденций. Если Microsoft не запустит массовую маркетинговую кампанию в поддержку Windows 7, потребители просто будут переходить на новую ОС по мере приобретения новых компьютеров или замены старых. Что касается профессиональных пользователей, в Gartner по-прежнему полагают, что их переход на Windows 7 будет отложен по меньшей мере на год, пока не будет закончено тестирование корпоративных приложений в новой среде.