Влияние экономического кризиса на ИТ-рынок к концу года усилилось. Еще в сентябре-октябре наиболее оптимистично настроенные участники ИТ-рынка утверждали, что его развитие в 2009 г. останется в положительной области и до спада дело не дойдет. Однако в декабре, судя по многочисленным интервью руководителей ИТ-компаний, специалисты стали оценивать перспективы рынка менее оптимистично, даже при условии, что в стране сохранится общеэкономический рост (последний прогноз, подготовленный Минэкономразвития и утвержденный в середине декабря, предполагает рост ВВП в следующем году на 2,4%). Хотя конкретные прогнозы на 2009 и 2010 г.г. делать никто не решается, в оценках ближайших последствий экономического кризиса для ИТ-отрасли мнения специалистов по некоторым основным вопросам сходятся.

Прежде всего это ускорение процесса консолидации ИТ-рынка. Небольшие игроки, ориентирующиеся на мелкий бизнес и имеющие узкое продуктовое предложение, могут быть поглощены более крупными компаниями или вообще уйти с рынка.

Другим важным следствием ухудшения экономического климата является существенная реструктуризация спроса и возрастание роли госсектора как одного из крупнейших закачиков ИТ продуктов. В розничном сегменте уже наблюдается падение спроса, вызванное не только негативными ожиданиями потребителей, но и сокращением программ потребительского кредитования банками. По оценкам экспертов, в таких крупных федеральных сетях как Eldorado, Mvideo, Mir, объем потребительского кредитования составлял до 25%-30% от оборота и от его снижения в сентябре-октябре общая выручка сократилась на 7-10%, а до конца года сети могут недополучить до 20% планировавшейся выручки. Уменьшение розничных продаж серьезно осложнит положение региональных ИТ-компаний, значительная часть которых имеет собственные небольшие магазины. В реальном секторе, по мнению большинства специалистов, сокращение ИТ-бюджетов будет проходить весьма неравномерно. На небольших предприятиях, как ожидается, расходы на обновление ИТ-структуры могут снизиться в следующем году до 50%, в то время как в более крупных организациях ситуация будет сильно зависеть от их отраслевой принадлежности. Труднее всего придется экспортно-ориентированным предприятиям, а также компаниям строительного, финансового и автомобилестроительного секторов экономики, активно использующих услуги кредитования.

Наконец, многие специалисты и игроки рынка сходятся на том, что кризис является удобным моментом для оптимизации бизнеса и его развития, в том числе для более активного освоения современных моделей бизнеса, таких как лизинг оборудования и аутсорсинг. При сокращении расходов на ИТ-инфраструктуру должны сохраняться те направления, которые в наибольшей степени влияют на эффективность бизнес-процессов. В частности, ужесточение борьбы за клиентов должно привести к большей востребованности CRM–решений. Для сокращения издержек аналитики рекомендуют больше внимания уделять вопросам общей стоимости владения (TCO [Total Cost of Ownership]), выбора более низких по стоимости решений и приобретать их не у одного, а у двух или более вендоров. В свою очередь, вендоры должны рекомендовать пользователям варианты обновления конфигураций уже установленного оборудования и наиболее эффективные способы снижения TCO. Некоторые российские компании, продвигающие ИТ-продукты, отмечают, что уже стали уделять больше внимания продуктам нижнего ценового класса, сопоставимым по функциональности с более дорогими брендами, а для адекватного понимания ценовой конъюнктуры развернули интенсивный мониторинг ценовых предложений на рынке.

Основной вывод, к которому приходят специалисты – ИТ-рынку, вслед за экономикой в целом, придется пережить тяжелые времена, особенно в первой половине 2009 г. Одновременно рынок станет более структурированным, а количество работающих на нем компаний существенно сократится. Что касается глубины спада и его продолжительности, то некоторая ясность здесь наступит не раньше середины 2009 г. Должно пройти несколько месяцев, чтобы компании научились жить и работать в новой рыночной ситуации.

Источник: «Russian Laser Printer/MFP Market», ITResearch newsletter, December 2008.