Рынок ИБП довольно узкий, и революционные изменения с одним из его ключевых игроков не могут не привлекать большого внимания. Компания Emerson Network Power еще недавно была представлена на российском рынке ИБП двумя независимыми брендами – Chloride и Liebert и контролировала очень значительную долю рынка. Однако после кризиса 2008 г. ее присутствие на нашем рынке начало сокращаться. Правда, в 2011-м ей удалось несколько поправить ситуацию за счет крупных поставок оборудования Chloride (44,4 МВА суммарно) в крупнейший ЦОД «Южный порт» Сбербанка. Но впоследствии подобных проектов уже не случалось, внутри компании происходили различные процессы, которые не приводили к положительным результатам, и доля Emerson NP продолжила снижаться.
В последнее время на рынке пошли активные разговоры о продаже данного бизнеса компании Siemens. И это представлялось очень даже логичным решением со стороны Siemens, поскольку таким образом, а именно приобретением и встраиванием в свой бизнес крупного производителя ИБП, поступали практически все крупнейшие мировые концерны, связанные с электричеством. Так поступал и Eaton c Powerware, General Electric с IMV, Schneider Electric с APC ABB с NeWave, и, собственно, Emerson в свое время с независимыми брендами Chloride и Liebert. Не всегда это приводило к ожидаемой синергии и скорому захвату достойной доли рынка, но подход в целом понятен.
Именно поэтому продажа Emerson NP независимому фонду Platinum Equity и перестройка в самостоятельную компанию Vertiv может быть воспринята как некая сенсация . Видимо, компания решила продолжить самостоятельный бизнес, что можно расценивать двояко.
С одной стороны, под «крылышком» большой материнской компании зачастую живется намного комфортнее, да и ресурсы обычно на начальном этапе выделяются очень большие. Но вместе с тем зачастую происходит размывание, а то и деградация профессиональной команды и самого бренда (самый яркий пример последнего времени – Nokia на мобильном рынке).
Сохранение самостоятельности специализированной компании более рискованный шаг, поскольку неясны размеры финансирования и уровни терпения акционеров фонда. Но по крайней мере над новым руководством не будут довлеть интересы мега-холдинга. Можно строить самостоятельную стратегию, благо она зиждется на многолетних компетенциях Emerson NP.
Следует отметить, что неопределенность последних лет, конечно же, негативно отражалась на российском рынке Emerson NP. Традиционные заказчики компании, принадлежащие к числу самых крупных российских компанияй, очень негативно воспринимают подобные процессы. Также очень жаль, что на рынке традиционных ИБП остается только Liebert, а Chloride уходит в достаточно узкую нишу систем электропитания промышленного класса.
Вместе с тем на данный момент Vertiv как будто удается в основном сохранить канал сбыта. Если компания проявит готовность инвестировать в российский рынок, а также не будет манкировать необходимостью повышения узнаваемости бренда, то шансы на возврат в высшую лигу у нее остаются.
Андрей Березин, «Бестселлеры ИТ-рынка»