Апрель (с его динамикой в −23%) не только разочаровал российский рынок ноутбуков, но и насторожил многих его игроков. Особенно с учетом того, что творилось в мае на мировых фондовых рынках. Но можно взглянуть на рынок и более оптимистичным, или даже реалистичным, взглядом.

Сам факт спада дистрибьюторских продаж, начиная с апреля, является нормальным проявлением сезонной динамики в сегменте ноутбуков. Вопрос в том, каков он должен быть по глубине. К сожалению, прошлый — 2009-й кризисный год — вряд ли подойдет для оценки уровня сезонной составляющей, хотя спад в апреле был и тогда. В 2008 г. ноутбуки по сравнению с мартом падали на 25% — тот второй квартал был вообще довольно негативен. Еще за год до того — на 15%. Более ранние значения оценивать, полагаем, не имеет смысла: с точки зрения теории жизненных циклов рынок тогда находился в иной фазе развития. В целом можно сказать что −23%, продемонстрированные в этом году, — цифра ближе к негативному сценарию. Тут дело в том, что март, видимо, оказался слишком хорош, и рынок из дефицитного состояния начала года резко перебрался, наоборот, в состояние оверстока. В апреле это еще не было критично.

Прогноз на май скорее негативен. Первые данные говорят о том, что после конца майских праздников спрос на ноутбуки восстанавливаться не спешит. Нарастающая в этот же период волна пессимизма на мировых финансовых площадках, рост ожиданий начала второй волны кризиса вряд ли являются здесь определяющими — подобные вещи, это не раз показал кризис, не влияют на спрос моментально — лишь с отставанием в 2-3 месяца. А в случае, если мировые фондовые рынки начнут выходить из текущего пике — этот локальный провал вообще не окажет влияния на спрос. Если же не выйдут — тогда, понятно, дело хуже. Но очевидно, что текущий второй квартал и без того окажется несколько ниже нормальной сезонки. Видимо, это связано с переоценкой уровня спроса, вернее, с естественным поведением закупщиков в случае намечающегося дефицита — а он же реально был в январе-феврале, по некоторым позициям существовал и еще раньше. Спровоцирован это дефицит был мировым производством, а не нашей таможней, но задержки с оформлением грузов, видимо, дополнительно подогрели аппетиты участников рынка. И как только появилась возможность закупить товар — он был закуплен. Оказалось, что по сумме закупили несколько больше, чем нужно.

Следует помнить, что по годовой динамике мы по-прежнему смотримся крайне позитивно. Те проявления несообразия складов второго квартала, которые мы видим, — локальный момент, и позитивных прогнозов на вторую половину года он не отменяет. Другой вопрос, не перечеркнет ли их новая волна экономического снижения. В любом случае, у участников рынка будет возможность среагировать на нее в случае чего, благо опыт подобного реагирования еще не забыт.

Ведущие вендоры в апреле снизили свои показатели по дистрибьюторским отгрузкам сильнее, чем участники рынка второго эшелона. Благо лидеры неплохо отработали раньше. Вечное соперничество за первенство по абсолютным объемам между Acer и Asus во втором квартале традиционно обостряется. И в данный момент показатели этих компаний привычно сблизились.

Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch.