По данным Яндекс-Маркет http://www.market.yandex.ru/ , в России на середину июня 2014 г. было представлено 563 базовых модели ноутбуков. Подсчитаны т. н. «модели верхнего уровня» — именованные аппаратные платформы в определенном конструктиве. (Естественно, каждая такая модель может иметь весьма длинный перечень конфигураций, отличающихся моделью процессора, объемом ОЗУ, емкостью накопителя, моделью видеокарты, разрешением экрана и рядом других опций. Общее число предлагаемых артикулов превышает 2000 позиций.)

Количество моделей верхнего уровня у различных вендоров

По числу предложенных моделей верхнего уровня лидируют компании HP и Lenovo. Высокие показатели также у Acer и Asus. В целом именно эти четыре компании и являются маркет-лидерами. (Пятый весомый в прошлом игрок — Samsung — ушел с рынка ноутбуков, его модели к настоящему моменту почти исчезли из продажи.)

Корреляция с данными реальных отгрузок ноутбуков, произведенных этими вендорами в России в этом году, находится в прямой зависимости от широты ассортимента. Так, коэффициент линейной корреляции между приведенными данными по числу представленных в базе Yandex моделей и данными ITResearch по отгрузкам в натуральном выражении оказался равным 0,82. Это высокий коэффициент, статистически зависимость, безусловно, значима, но все же некоторые флуктуации и перестановки есть. Скажем, в продажном зачете позиции HP и Asus меняются местами.

Дело в том, что HP традиционно поддерживает наибольшее число брендов своей продукции, если смотреть в среднем по рынку, — Elitebook, ProBook, Spectre, Envy, Pavilion, ZBook, HP 2000, HP Essential. Компания имеет широкое предложение универсальных, потребительских, элитных, корпоративных, выделенных устройств для сферы СМБ, мобильных рабочих станций. И акцентированно работает по всем перечисленным направлениям сразу. Компании Acer и Asus бизнес-модели тоже имеют, но их ассортимент значительно уже — компании в большей мере сконцентрированы на общепотребительский сегмент. В результате их модельный ряд выглядит более сжато, чем у HP.

У Lenovo очень широкий модельных ряд универсальных моделей для дома и офиса, самая широкая корпоративная и СМБ-линейки, выделенная серия трансформеров Yoga, а вот мультимедийных домашних машин относительно меньше.