По мнению аналитиков, интернет-торговля является одним из ключевых драйверов роста рынка ИКТ в Москве…
В Москве зарегистрированы более 20 тыс. интернет-магазинов — 45% от общего числа онлайн-ритейлеров в России. В 2016 г. количество интернет-магазинов в городе, согласно данным актуального исследования* аналитического подразделения столичного Департамента информационных технологий (ДИТ), увеличилось на 7% по сравнению с первым полугодием 2015-го. При этом численность персонала в этом сегменте рынка за счет оптимизации расходов и роста популярности аутсорсинга сохранилась на прежнем уровне — в онлайн-торговле Москвы заняты в настоящее время около 87 тыс. человек. По мнению аналитиков, интернет-торговля является одним из ключевых драйверов роста рынка ИКТ в Москве.
По итогам первого полугодия 2016 года общая сумма выручки московских интернет-магазинов составила 174,8 млрд руб., что на 13,4% больше, чем за аналогичных период прошлого года. При этом аналитики отмечают, что темпы роста объема покупок в зарубежных интернет-магазинах значительно выше — каждый второй клиент онлайн-ритейла заказывал товары у иностранных продавцов.
Покупки онлайн совершают 54% московских интернет-пользователей. Чаще в Интернете заказывают товары женщины — 55% от общего числа покупателей. При этом если женщин больше интересуют одежда, обувь и аксессуары, то мужчины предпочитают покупать через интернет бытовую технику и электронику.
Московские интернет-магазины в 2016 г. активно расширяли количество предлагаемых товарных категорий и ассортимент товаров, представленный на сайтах. Отмечается высокая конкуренция за покупателя среди магазинов компьютерной техники и электроники — товары этой категории присутствуют в ассортименте 43% магазинов, а также среди продавцов бытовой техники, которую предлагают 32% магазинов. Относительно свободна ниша продуктовых интернет-маркетов — эти товары можно купить в 8% магазинов.
Каждый второй московский интернет-магазин предоставляет возможность самовывоза товаров. Чаще всего офлайн-точки продаж открывают магазины со смешанным ассортиментом и продавцы одежды и обуви — в среднем на одного ритейлера в данных сегментах приходится пять точек.
Среднестатистический покупатель проводит на сайте интернет-магазина не более 6 мин, за это время он успевает просмотреть до 7 страниц сайта. В 2015 г. средний чек в онлайн-магазине составил 5 тыс. руб.
В качестве основных тенденций в сфере интернет-торговли в 2016 г. отмечается расширение ассортимента товаров во всех категориях по сравнению с 2015 г. и повышение уровня автоматизации процессов в интернет-магазинах — оформления заказов и информирования,.что положительно влияет на качество обслуживания клиентов. Кроме того, москвичи все чащи стали заказывать товары в интернет-магазинах через мобильные устройства, и это направление будет развиваться и в дальнейшем, отмечают в аналитическом подразделении ДИТ.
* Регулярное исследование московских интернет-магазинов основано на собственных данных ГБУ «Инфогород» и данных участников рынка, ФТС России, Росстат, АКИТ, ИРИ, а также интернет-агрегаторов.