Компьютеры

В 2015 г. в России было продано 5056 тыс. компьютеров. В эту сумму входят настольные ПК (включая AIO) и ноутбуки. В натуральном выражении рынок в сравнении с 2014 г. снизился на 41%.

Десктопов было продано 2010 тыс. шт. (снижение на 37%). Продажи ноутбуков составили 3046 тыс. шт., что соответствует падению за год на 44%.

Продажи компьютеров-моноблоков (AIO) составили примерно 298 тыс. штук, и теперь на них приходится около 15% рынка настольных ПК (+1% к уровню 2014 г.).

Планшетные ПК

Продажи планшетных ПК в России за весь 2015 г. составили 6,44 млн устройств на сумму в 58 млрд руб. За год рынок снизился примерно на треть, как в шутках, так и в рублях. В долларах снижение составило почти 60%.

Однозначным лидером по году в целом была Lenovo. Компания Apple очевидно потеряла интерес к данному рынку, планомерно опускаясь всё ниже, однако за счет очень дорогой продукции компания продолжает контролировать значительную долю рынка в деньгах.

Принтеры и настольные МФУ

В 2015 г. ситуация на рынке печатающих устройств заметно ухудшилась как по абсолютным цифрам продаж, так и по темпам их снижения.

Всего за год было продано 2,5 млн принтеров и настольных МФУ, что на 30,7% меньше, чем в 2014 г., а денежный объем рынка сократился на 44.2%, составив около 392 млн долл. Это был самый глубокий спад за последние годы. В то же время положительная динамика продаж от квартала к кварталу в течение всего года показывает постепенную адаптацию участников рынка к изменившимся внешним условиям.

В целом на рынке принтеров и настольных МФУ в тройку лидеров вошли компании* Canon, HP и Kyocera, на долю которых пришлось свыше 70% всех продаж.

Сканеры

Еще более глубоким, чем на рынке печатающих устройств, было падение в сегменте планшетных сканеров. Впервые за последние 10 лет объем продаж здесь оказался ниже 100 тыс. штук. Свыше 85% рынка в натуральном выражении составили модели стоимостью менее 100 долл. Несколько меньше, чем в среднем по рынку, сократились продажи фотосканеров, а также более скоростных офисных моделей. Лидерами рынка планшетных сканеров остаются компании* Canon, Epson и HP, на долю которых в 2015 г. пришлось свыше 90% всех проданных устройств.

В 2015 г. на рынке документ-сканеров было продано 28,1 тыс. устройств, а денежный его объем составил 27 млн долл. Эти показатели оказались ниже, чем в 2014 г., на 29 и 35% соответственно.

Ведущие позиции на рынке документ-сканеров заняли компании* Canon, Fujitsu, HP и Panasonic, продукты которых составили свыше 80% всех проданных устройств.

Фотобумага

В 2015 г. на российском рынке листовой фотобумаги было продано 2,87 млн пачек на сумму 20,4млн долл. По сравнению с 2014 г. рынок сократился на 13% в натуральном и на 10% в денежном выражении. Это ощутимо хуже, чем в 2014 г., когда сокращение составляло соответственно 6,5 и 3%.

Однозначным лидером рынка по итогам 2015 г. опять осталась Lomond, за ней следует довольно плотная группа из компаний* Canon, Epson, IST и Profiline.

Мониторы

Всего за 2015 г. на российском рынке было продано 2,1 млн мониторов на сумму в 350 млн долл. В натуральном выражении рынок опустился ниже уровней 2001 г., а в денежном — даже ниже далекого 2000 г. В этом отношении рынок мониторов фактически является аутсайдером среди всех ИТ-отраслей.

На рынке мониторов последние годы уменьшается консолидация. Традиционная тройка лидеров* Acer, Philips и Samsung контролирует уже меньше 46% продаж. «Второй эшелон», в который входят* AOC, BenQ, Dell и LG, резко усилил свое влияние. На него приходится около 38% продаж.

Информационные панели

Всего за 2015 г. в России было продано 28,3 тыс. информационных панелей (LFD — large format displays) на сумму 76 млн долл. Таким образом, снижение год к году составило около 17% в штуках и 46% в деньгах. Более сильное падение в деньгах обусловлено сокращением доли дорогих специализированных панелей для видеостен.

На рынке LFD есть выраженный лидер — компания Samsung, контролировавшая по итогам года более 55% продаж. На идущие следом компании* LG, NEC, Panasonic и Philips приходится суммарно немногим более 30%. В целом наблюдается рост количества игроков рынка LFD.

Проекторы

В 2015 г. на российском рынке было продано 93 тыс. проекторов на сумму в 88 млн долл. По сравнению с 2014 г. рынок снизился примерно на 40% в натуральном исчислении и на 45% в денежном. По объемам продаж в натуральном выражении рынок вернулся к уровням кризисного 2009 г. В деньгах же отрасль откатилась к показателям ниже 2004 г.

В целом 2015 г. оказался однозначно худшим по динамике на рынке проекторов за все время наблюдения.

По итогам года лидером осталась компания BenQ, также в тройку лидеров в натуральном исчислении традиционно вошли компании* Acer и Epson. Их совокупная доля в штуках в 2015 г. составила 57% (годом ранее более 63%).

В деньгах лидером по году также оказалась BenQ, однако в критериях sales in (отгрузки производителей) на первом месте c небольшим отрывом оказывается компания Panasonic, специализирующая на продажах дорогого профессионального оборудования.

ИБП

Всего за 2015 г. в России было продано 1,035 млн. ИБП на сумму в 268 млн. долл. Снижение по сравнению с 2014 г. составило 33% в штуках и 31% в деньгах. Ситуация в течение года была крайне неравномерной, но с некоторым трендом к улучшению.

В натуральном выражении рынок ИБП откатился ниже уровней 2003 г. В деньгах сокращение было несколько менее драматичное — «всего лишь» до уровня 2005 г., но намного выше кризисного 2009 г.

В целом по итогам 2015 г. на массовом рынке традиционная тройка лидеров*: Ippon, Powercom и Schneider Electric, а на корпоративном — компании* Eaton, Delta Electronics и Schneider Electric.

Подробнее об итогах 2015 г. в различных сегментах российского ИТ-рынка см. в журнале «Бестселлеры IT-рынка», 2016, № 1.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.