Согласно исследованиям аналитической фирмы IDC, в 4 кв. 2015 г. продажи ПК на территории стран Европы, Ближнего Востока и Африки (регион EMEA) составили 20,8 млн шт., а за весь 2015 г. — 76,3 млн ПК.

После всплеска продаж ПК в рамках рекламной акции Microsoft по поводу пятилетнего юбилея поисковой системы Bing, проходившей с сентября 2014 г. по январь 2015 г., интерес производителей компьютерного «железа» и их реселлеров к этому рынку существенно снизился, а в результате рынок EMEA в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 18,2%.

Аналитики отмечают, что продажи ПК в 2014 г. подстегивались завершением поддержки Windows XP и необходимостью обновления первой версии Windows 7 для портативных ПК через 4 года после начала выпуска, а стимулом для массового рынка стала привлекательная цена поисковика Bing. Укрепление доллара заставило компании в 4 кв. 2014 г. делать ставку на более дешевые продукты. Но 2015 г. стал еще более затратным, так как запасы на складах истощались не только за счет традиционных продаж, но и благодаря рекламным акциям и снижению цен. Сравнение годовых итогов 2014/2015 гг. оказалось не в пользу 2015 г., а выпуск новых продуктов, типа Windows 10 или процессоров не смог переломить отрицательную тенденцию. В то же время, по мнению IDC, в данных за 2015 г. существуют некоторые признаки стабилизации, и есть надежда, что 2016 г. будет более позитивным по сравнению с 2016 г.

На региональные рынки EMEA в 4 кв. 2015 г. оказывали немалое влияние различные политические и экономические факторы. Рынок Западной Европы за этот период сократился на 13,1%, а Центральной и Восточной Европы — на 24,7%. Слабо функционировали рынки Ближнего Востока и Африки — снижение на 28,9%.

Наиболее негативно на покупательной способности отразилась политико-экономическая ситуация в Восточной Европе, в частности, в России, на Украине и в Казахстане. Кроме коммерческих факторов большое влияние на спад оказало также замораживание бюджетов. Однако есть и положительные примеры. Так, рынок Венгрии завершил год с приростом в 11,5%.

Годовые итоги таковы: В Западной Европе рынок упал на 13,8%, а в остальных странах региона EMEA — на 24,6%. В то же время, явно обозначилась консолидация рынка: три наиболее крупных игрока (HP, Lenovo и Dell) в сумме захватили 54% рынка, тогда, как в 2014 г. их общая доля составила 50%. Несмотря на некоторые изменения в рангах игроков в 2015 г. , консолидация рынка продолжилась и первая пятерка аккумулировала 72% объема рынка EMEA.

У лидера рынка — НР — темпы продаж на рынке EMEA оказались несколько лучше среднерыночного показателя, компания нарастила свою долю и теперь имеет 23,7% рынка. По сегменту настольных ПК у производителя результат выше среднерыночного и есть положительная динамика. Вторая позиция у Lenovo (19.3%), которая сосредоточила усилия на сокращении складских запасов в сложных условиях ближневосточного и африканского регионов. Устойчивый рост продаж ASUS (особенно в Западной Европе) позволил ей занять третье место в рейтинге с долей в 10.7%. Лучше среднерыночных оказались показатели роста продаж у Dell, главным образом благодаря устойчивой позиции в потребительском сегменте и привлекательности портфеля, что обеспечило ей долю в 10.1%. Не очень удачным по сравнению с 4 кв. 2014 г. оказался 4 кв. 2015 г. для Aсer (8.7%), так как ее стратегия базировалась на сокращении складских запасов. Однако некоторый положительный эффект все же был был достигнут благодаря продаже продуктов Windows 10 в потребительском сегменте.

В первую десятку вошли также следующие компании: Apple, Toshiba, Fujitsu, MSI и Wortmann

Таблица 1. Динамика продаж первой пятерки производителей ПК в регионе EMEA по итогам 4 квартала (2014-2015 гг.)

Производитель

Объем продаж, 4 кв.2014г., тыс.шт.

Объем продаж, 4 кв.2015г., тыс.шт.

Доля рынка, 4 кв.2014 г.

Доля рынка, 4 кв.2015 г.

Относительный рост, 4кв.15/4кв.14

HP

5,961

4,932

23.4%

23.7%

-17.3%

Lenovo

5,019

4,032

19.7%

19.3%

-19.7%

ASUS

2,160

2,218

8.5%

10.7%

2.7%

Dell

2,390

2,106

9.4%

10.1%

-11.9%

Acer Group

2,412

1,804

9.5%

8.7%

-25.2%

Остальные

7,494

5,718

29.5%

27.5%

-23.7%

Рынок в целом

25,436

20,809

100.0%

100.0%

-18.2%

Источник: IDC, январь 2015 г.

Таблица 2. Динамика продаж первой пятерки производителей ПК в регионе EMEA по итогам 2015 г. (2014-2015 гг.)

Производитель

Объем продаж, 2014г., тыс.шт.

Объем продаж, 2015г., тыс.шт.

Доля рынка, 2014 г

Доля рынка, 2015 г.

Относительный рост 2015/2014

HP

20,652

17,915

22.2%

23.5%

-13.3%

Lenovo

17,033

15,224

18.3%

19.9%

-10.6%

Dell

9,201

8,138

9.9%

10.7%

-11.6%

ASUS

8,161

7,152

8.8%

9.4%

-12.4%

Acer Group

9,906

6,808

10.6%

8.9%

-31.3%

Остальные

28,190

21,113

30.3%

27.7%

-25.1%

Рынок в целом

93,143

76,349

100.0%

100.0%

-18.0%

Источник: IDC, январь 2015 г.

Примечание: продажи ПК включают настольные ПК и ноутбуки, не учитывались серверы x86 и OEM-продажи всех производителей.