Российский рынок мониторов после потрясающего удара в 2009 г. так и не оправился, хотя первое время и показывал признаки выхода из штопора. Но затем депрессия опять стала превалировать, а 2014 г. окончательно погубил все смутные надежды на восстановление в среднесрочной перспективе.

За 2014 г. было продано 3,39 млн мониторов на сумму в 552 млн долл. Снижение по сравнению с уровнем 2013 г. составило 18,4% в штуках и 25% в деньгах. Примечательно, что динамика натуральных показателей практически повторила негативную динамику 2013 г. (рынок планомерно снижается, начиная с 2011 г.), а в деньгах падение ускорилось (в 2013 г. было минус 16%). Связано это во многом со значительной девальвацией рубля, наблюдавшейся в четвертом квартале, который традиционно вносит значительный вклад в годовые показатели.

В конечном итоге российский рынок мониторов вышел практически на уровни 2002 г. (см. рисунок), а в деньгах оказался даже ниже далекого 2001 г.. Мы уже даже не говорим о «пиковом» 2007 г., по сравнению с которым рынок опустился на почти 60% в штуках и на 75% в деньгах.

Динамика российского рынка мониторов в натуральном выражении

Monitors_BS2_2015.jpg

Кстати, такая разная динамика натуральных и денежных показателей обусловлена значительным снижением средневзвешенной стоимости мониторов. Вплоть до кризиса 2008 г. она держалась на достаточно высоком уровне (около 270 долл.), затем резко пошла вниз и сейчас приближается к отметке 160 долл. Основные причины данного процесса -- это удешевление ЖК-матриц и повышение технологичности производства самих мониторов. В конечном итоге это оборачивается падением прибыльности рынка и постепенным уходом отсюда вендоров и канала.

До 2005 г. рынок рос больше чем на 10% в год, затем начал выходить на насыщение. После обвала 2009 г. (на 35%), в 2010 г. был закономерный отскок. Однако рост на 18% и близко не смог компенсировать кризисные потери, а затем пошли года со всё усиливающейся негативной динамикой. Последние два года показали минус 18%, и всё указывает, что текущий год будет еще хуже.

Вместе с тем динамика относительных темпов роста сама по себе не позволяет полностью понять масштабы процессов на рынке. Очень показательна динамика абсолютного изменения продаж. В лучшие годы рынок прибавлял по миллиону и более проданных мониторов, но уже в 2008 г. он потерял около 770 тыс. штук. А в 2009 г. рынок недосчитался уже 2,5 млн! И это было действительно шоком и чрезвычайными потерями для всех участников рынка, включая игроков мирового масштаба.

По итогам 2014 г. снижение составило «всего» 733 тыс. мониторов. Такие объемы уже легче компенсируются, практически не оказывая давления на производство и логистические каналы.

Что же касается 2015 г, то итоги первого квартала на российском рынке мониторов откровенно удручают. Всего было продано 355 тыс. аппаратов на сумму около 63 млн долл. Это примерно втрое меньше показателей IV квартала 2014 г., хотя обычно сезонное падение в этот период составляет порядка 50%. В годовом исчислении (по сравнению с I кварталом 2014 г.) падение составило 55% в штуках и 53% в деньгах.

Ситуация внутри первого квартала была очень неровной. Только в марте 2015 г. российский рынок мониторов показал начало формирования осторожной тенденции к выправлению, и годовая динамика также несколько улучшилась: «всего» минус 47,7% против минус 68% в феврале и примерно столько же в январе. Это уже совпало с нашими прогнозами, в отличие от первых месяцев, когда темпы падения были просто запредельными, превышая все самые негативные прогнозные оценки.

Причины такого падения рынка в целом ясны. Здесь и наблюдавшийся рост курса доллара; и падение промпроизводства и ВВП; и неготовность клиентов покупать продукцию по новым ценам; и различные внешнеполитические неурядицы, нервирующие заказчиков; и «зажим» бюджетов со стороны государства…

С другой стороны, близится время официального запуска ОС Windows 10, что теоретически должно подстегнуть интерес к обновлению установленной база ПК (а заодно и мониторов). Данный процесс пробуксовывал «благодаря» непопулярной Windows 8, но рано или поздно делать это придется.

Словом, ситуация многофакторная, и с большим трудом поддающаяся лишь поверхностному прогнозированию. Негатив вроде виден невооруженным взглядом., но, хотя формально (судя по виду кривой продаж) российский рынок мониторов находится в острой фазе жизненного цикла «падение», за которой должно неизбежно следовать «схлопывание», на наш взгляд, слухи о скорой смерти рынка несколько преувеличены.

Основанием для такого утверждения служит хотя бы огромная, порядка 25 млн, установленная база, которая нуждается в замене и обновлении. Скорее нужно говорить о фазе «плато», усугублённой внешними неблагоприятными факторами. И только после их ослабления еще можно надеяться на некоторый ренессанс.

Подробнее о ситуации на российском рынке мониторов см. в статье «Все ниже, и ниже, и ниже», «Бестселлеры IT-рынка», 2015, №2, с. 28