Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I полугодии 2013 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные и мобильные ПК блокнотного формата) в I полугодии составил 4800 тыс. шт. В этот раз на ноутбуки пришлось 64,4% отгрузок ПК в натуральном выражении. Впервые в истории это оказалось снижением доли мобильных ПК по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: в первом полугодии 2012 было 66,4%. Это не означает, что десктопы вдруг стали нарастать; это как раз продажи ноутбуков, столкнувшихся с планшетным давлением и прочими негативными факторами, впервые стали снижаться в объемах. Годовая динамика рынка здесь составила -19,5%. На ультрамобильные ноутбуки (ультрабуки и им подобные) пришлось 14% сегмента мобильных ПК. Вклад нетбуков составил 6,4%, и эта величина имеет тенденцию к снижению до малозаметных величин.

Десктопы сократились на 11,9%, что является дальнейшим снижением объемных показателей, но данный консервативный рынок снижается все же поступательно, и таких резких обвалов, как в мобильном сегменте, здесь нет. Доля компьютеров-моноблоков (AIO) среди десктопов возросла до 11,5%.

Лидирующую группу компаний на рынке десктопов по итогам полугодия составили* Acer, Depo, DNS, HP и Lenovo. В сегменте мобильных ПК в первую пятерку вошли* Acer, Asus, HP, Lenovo и Samsung. В обоих случаях изменений в составах лидеров не произошло.

Планшетные компьютеры

В первом полугодии 2013 г. по официальному каналу в Россию поступило около 4 млн планшетных ПК, что на 5% больше объемов продаж всего 2012 г. Если же взять годовую динамику, то по сравнению с первым полугодием прошлого года рынок вырос в 3,44 раза. В деньгах же рынок планшетов составил 45 млрд руб., увеличившись в 2,6 раза. Различие темпов роста натуральных и денежных показателей связано с существенной ценовой эрозией – планшеты быстро дешевеют, становясь все более доступными широким слоям населения.

Из основных структурных сдвигов следует отметить: снижение доли Win-устройств вследствие неудачи Microsoft с собственным планшетом; резкий рост в сегменте сверхдешевых моделей (до 3000 руб.); рост в сегменте дорогих аппаратов благодаря трансформерам; рост доли устройств с 3G –почти до 60% рынка.

Первые два места на рынке планшетов уверенно контролируют компании* Apple и Samsung. Примечательно, что следующие пять мест оккупированы локальными брендами, и только затем уже идут крупные международные игроки.

Мониторы

На российском рынке мониторов в первом полугодии ситуация продолжила ухудшаться. Всего было продано 1,82 млн устройств на сумму около 327 млн долл. Как в натуральном, так и в денежном выражении рынок снизился за год примерно на 12%.

Помимо общеэкономических проблем, на рынке мониторов сработал очень мощный «внутренний» негативный фактор. Большинство компаний в целом за год остались «при своих», а кто-то даже вырос. Исключение составил именно ранее незыблемый лидер рынка – компания Samsung. Ее мониторный бизнес за год сократился на треть, что существенно выше падения темпов рынка в целом. Samsung уходит в самые маржинальные сегменты, а остальные вендоры не успевают осваивать выпадающие объемы.

Информационные панели

За первое полугодие на российском рынке информационных панелей было продано 13,81 тыс. устройств на сумму почти 50 млн долл. И в штуках и в деньгах рынок в годовом исчислении вырос примерно на 3%. Однако во время стагнации экономики даже столь небольшие темпы роста следует считать крайне позитивным результатом.

Крайне незначительная доля плазмы приводит к тому, что, начиная с 2013 г., аналитическая компания ITResearch прекратила разделение панелей по технологиям. Вместо этого в отчете ITResearch по рынку информационных панелей добавлено разделение на интерактивные и обычные панели.

На рынке продолжалось доминирование компания Samsung, чья доля составляет около 50%. В лидирующую группу входят также* LG, NEC и Panasonic. В конце второго квартала на рынок вышел потенциально перспективный игрок – компания ViewSonic, канал у которой очень сильный, но в целом «заточенный» на дилерские отгрузки.

Мультимедийные проекторы

За первое полугодие на российском рынке проекторов было продано 68,9 тыс. проекторов на сумму в 70 млн долл. В годовом исчислении рынок снизился на 12% в штуках и на 9% – в деньгах. Это выглядит обескураживающе, поскольку годом ранее динамика рынка проекторов была намного позитивнее, приближаясь к 30%-ному росту. Однако в 2012 г. отрасль серьезно «разогревалась» за счет сферы образования, в текущем же году поставки в образование были намного более скудными из-за существенного сокращения бюджетов. Уменьшение доли продаж в сферу образования привело к некоторому увеличению средневзвешенной стоимости проекторов и, как следствие, к различной динамике натуральных и денежных показателей.

В текущем году продолжился тренд к увеличению доли широкоформатных проекторов, она уверенно закрепилась на отметке выше 20%. Однако это пока по-прежнему преимущественно продажи B2B, где их доля вынужденно увеличивается вследствие того, что все ноутбуки, большие панели, а также мониторы уже давно широкоформатные.

Лидером рынка осталась компания BenQ, в первую тройку* входят также Acer и Epson. В лидирующую группу также еще входят NEC и ViewSonic. Компания Panasonic за счет специализации на дорогих инсталлируемых аппаратах контролирует очень значительную долю рынка в деньгах.

Принтеры и настольные МФУ

Спад на рынке принтеров и настольных МФУ, наметившийся во второй половине 2012 г., продолжился и в текущем году. Всего за первое полугодие 2013 г. было продано 1730 тыс. устройств, что на 8.4% меньше, чем годом раньше. Отрицательная динамика наблюдалась и в первом и во втором кварталах, причем больше всего снизился спрос на струйные устройства: в сегменте настольных МФУ – на 21%, а в сегменте принтеров даже на 27%. В обеих категориях струйников существенно упали продажи устройств начального уровня, в то время как многоцветных фотопринтеров и фотоцентров, а также бизнес-моделей было продано больше, чем годом раньше. Продажи лазерных принтеров вновь сократились, тут единственным сегментом с положительной динамикой оказался класс лазерных МФУ.

Из-за перераспределения структуры рынка в пользу лазерных устройств, а в лазерном сегменте – в пользу более производительных моделей – денежный объем продаж принтеров и настольных МФУ вырос на 3%, превысив 400 млн долл.

В составе лидеров рынка печатающих устройств по сравнению с прошлым годом изменений не произошло: в первую тройку вновь вошли компании* Canon, HP и Samsung. Заметно улучшил свою позицию Panasonic.

Сканеры

В первом полугодии падение спроса на планшетные сканеры усилилось, и по сравнению с первой половиной 2012 г. объем рынка сократился и в штуках и в деньгах почти на 19% (до 97 тыс. шт. и 12,5 млн долл. соответственно.). Спад наблюдался во всех категориях устройств за исключением профессиональных сканеров формата А3, ориентированных на приложения цифровой фотографии, а также моделей с повышенной скоростью сканирования, используемых в качестве планшетных приставок.

  Как и в прошлом году, свыше 90% продаж пришлось на продукты трех ведущих производителей* – Canon, Epson и HP.

Немногим лучше, чем у планшетных устройств, обстояли дела в сегменте документ-сканеров. После длительного периода темпов роста, выражаемых двухзначными числами, в первом полугодии 2013 г. этот рынок «просел» сразу на 12% в штуках и почти на 20% в деньгах. Всего за первые шесть месяцев было продано около 19 тыс. документ-сканеров на общую сумму 21,5 млн долл.

Свыше 70% продаж пришлось на продукты четырех вендоров* – Canon, Epson, Fujitsu и HP.

Картриджи

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 9,27 млн шт. в натуральном выражении и почти 515 млн долл. – в денежном. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рынок увеличился в натуральном выражении на 3%. В деньгах рост был несколько более ощутимым – на 8%, что связано с небольшим увеличением доли более дорогих лазерных картриджей.

Наибольшим спросом пользовались оригинальные картриджи производства Canon, Epson, HР, Samsung и Xerox, что коррелирует со вкладом этих компаний в рынок печатающих средств.

Совместимых картриджей для струйных принтеров и МФУ Canon, Epson и HР за первую половину 2013 г. было продано 1,7 млн шт. на сумму 9,51 млн долл.

Фотобумага

За первое полугодие текущего года в России было продано 1,76 млн пачек фотобумаги. Это составило почти 5 млн кв. м бумаги на сумму 11,6 млн долл. За год все показатели рынка увеличились примерно на 5%, демонстрируя осторожный рост и сохранение структуры рынка.

Самой продаваемой остается глянцевая фотобумага, на которую приходится около 60% оборота в деньгах. Наиболее важный сегмент – А4 – занимает примерно 55% в деньгах.

В тройку лидеров рынка входя компании* Epson, Lomond и Revcol. Однако консолидация рынка не очень велика: суммарно на эти компании приходится около 60% продаж.

ИБП

Усложнение макроэкономической ситуации существенно отразилось и на рынке ИБП. Всего за первое полугодие на российском рынке было продано 784 тыс. устройств на сумму 204 млн долл. В годовом исчислении рынок снизился на 19% в штуках и только на 8% в деньгах.

Такая существенная разница в темпах роста обусловлена продолжающимся сдвигом рынка в сторону тяжелых инфраструктурных решений и, как следствие, увеличением средневзвешенной стоимости ИБП. В связи с «пробуксовыванием» сегмента массовых ИБП и неплохой ситуацией на инфраструктурном фронте средневзвешенная стоимость ИБП еще прибавила и к лету достигла рекордной стоимости в 277 долл.

Следует отметить, что к лету 2013 г. on-line-ИБП в стоимостном выражении наконец-то превысили половину рынка, составив по итогам II квартала 2013 г. 52%. Основным бенефициаром II квартала и полугодия в целом можно считать компанию Delta Electronics, которая резко прибавила в сегменте средних и больших мощностей. Ее модульные системы с мощностью кратной 20 кВА пользовались особой популярностью в ряде проектов, что позволило компании стать лидером сегмента, оттеснив APC by Schneider Electric.

На рынке инфраструктурных решений наиболее серьезные продажи у компаний* APC by Schneider Electric, Delta, Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, GE DE. На массовом рынке наилучшие показатели продаж* у APC by Schneider Electric, Ippon и Powercom.

Подробнее об итогах I полугодия 2013 г. в различных сегментах российского ИТ-рынка см. в журнале «Бестселлеры ИТ-рынка», 2013 г. № 3.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.