На российском рынке игроков-вендоров значительно меньше, чем на мировом: не более полутора десятка, да и дистрибьюторов, реселлеров и системных интеграторов, предлагающих унифицированные коммуникации, пока около 30. Если не касаться сегмента контакт-центров, то можно легко перечислить основных производителей собственно UC-решений, поставляемых на отечественный рынок: Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco, Dialogic, D-Link, IBM, Microsoft, NEC, Samsung, Siemens Enterprise Communications, Tadiran, Toshiba. Такие поставщики, как Aastra, Mitel, ShoreTel или NET/Quintum, менее известны на нашем рынке.

В целом, присутствие и популярность производителя на российском рынке соответствует его положению на мировом рынке, представленному в правом верхнем квадранте «Магического квадранта» Gartner на конец 2009 г. Хотя первые места по популярности решений на отечественном UC-рынке сегодня все же у Avaya и Cisco; вплотную к ним подходит Microsoft. Следует также отметить, что из-за двухуровневой (а иногда и трехуровневой) системы продаж на территории РФ самый большой вклад в распространение UC-решений в нашей стране вносят системные интеграторы, реселлеры и дистрибьюторы.

На вопрос, кто чаще покупает UC-платформы, можно ответить практически однозначно: крупные компании с числом сотрудников более 500. Этот факт объясняется достаточно высокой стоимостью корпоративных решений (не менее 15 тыс. долл. за продукт со средней функциональностью). В то же время, согласно данным компаний, работающих в России (а нами было опрошено более 15 производителей и реселлеров), оказалось, что унифицированными коммуникациями пользуются в основном компании среднего и малого бизнеса. А крупных заказчиков у них в среднем не более 23% (см. рис.). Согласно тому же опросу, чем меньше компания, тем чаще она предпочитает аутсорсинг UC.

Структура рынка UC-решений в зависимости от размера компаний.


Источник: «Бестселлеры IT-рынка

Опрошенные компании назвали еще несколько причин, преграждающих массовое распространение UC на корпоративном рынке. Несмотря на очевидные преимущества корпоративных IP-коммуникаций перед традиционными, их внедрение в небольших компаниях сдерживается трудностями последующей эксплуатации и технической поддержки. Кроме того, полный функционал UC часто оказывается избыточен для многих компаний, так как для использования большинства функций (мгновенные сообщения, сервис присутствия (Рresence) или видеоконференции) требуется хорошо подготовленный, технически грамотный персонал, с уже сформировавшейся культурой потребления подобных сервисов.

Однако интерес к UC со стороны фирм малого и среднего бизнеса сегодня значительно вырос, хотя чаще всего они покупают не собственно оборудование, а услугу (вернее, набор услуг), типа виртуального офиса или виртуального номера, или сервис аутсорсинга платформы, что обходится существенно дешевле.

Ценовые ориентиры

Ценовой диапазон корпоративных UC-решений достаточно широк: от нескольких тысяч (для продуктов низшего класса с ограниченным набором функций) до сотен тысяч долларов, если включены такие функции, как видеоконференцсвязь, телеприсутствие, мощный центр обработки вызовов и др. В набор типовых функций продукта среднего класса чаще всего входят: унифицированный доступ, тонкий и толстый клиент, аппаратный телефон, мобильная интеграция, голосовая почта и аудио конференц-связь. И набор этот практически одинаков у всех производителей. Потому и выбор вендора определяется, скорее, качеством продукта (брендом) и размером кошелька клиента.

Выяснить же конкретную стоимость решения можно, лишь сформулировав конкретные требования к конкретному проекту. При этом необходимо задать как начальные условия (характеристики существующего аппаратного обеспечения – параметры сервера или УАТС, типы используемых каналов связи), так и граничные: количество абонентов (цифровых, аналоговых, стационарных, мобильных) и перечень необходимых функций, не забыв при этом указать, нужна ли возможность масштабирования и наращивания функций. Обычно (и очень грубо!) стоимость решения оценивается по средней цене за порт (абонентскую линию), но и она, в зависимости от набора нужных функций, может отличаться для одного продукта в разы (например, для решения Avaya IP Office 500, которое поддерживает до 500 абонентов, разброс составляет 80–400 долл.). И еще надо помнить, что в стоимость решения не входит цена абонентского устройства: IP-телефона (от 200 до 500 долл.) или двухмодовой трубки (для Wi-Fi и сотовой связи), а также, что решения разных вендоров, в принципе, пока не совместимы (IP-телефон Cisco не будет работать с решением Avaya или наоборот), и есть только ограниченные списки совместимых продуктов.

Стоимость UC-решения в форме SaaS (Soft as a Service), на первый взгляд, не высока, например, для продукта Microsoft Office Communications Server Standard Edition – около 10 долл. на абонента (данные компании Softline). Но каковы «скрытые» расходы клиента (на поддержку, покупку нужного для предоставления услуги ПО или иные), станет ясно только при заключении договора.

Требования к UC-решениям у крупных и средних компаний различаются лишь тем, что первым, как правило, необходима интеграция решения с уже работающими на предприятии системами – CRM, ERP, Active Directory. В сегменте SMB более востребована (наряду с голосовой почтой, софтфонами и интеграцией мобильных телефонов с офисной АТС) интеграция АТС с офисными приложениями, чаще всего с MS Office Communication Server.

Что же касается мировой тенденции по предоставлению сервиса UC операторами связи, то, хотя в России и нет «громких» примеров таких услуг, «процесс идет». Так, сервисы на базе IP Centrix предоставляют, хотя и не очень активно, уже многие российские операторы («PTKомм», Comstar-UТС, «ТопТелеком», ряд предприятий «Связьинвеста» и др.). Вместе с тем и вендоры все чаще позиционируют унифицированные коммуникации как сервис, а не как программное обеспечение, а ведущие поставщики инфраструктурных решений (Cisco, Microsoft и их реселлеры) активно работают с провайдерами над хостингом VoIP-сервисов. Так, Softline совместно с разными операторами связи уже предоставляет услугу «Виртуальный офис» в 14 городах и двух областях РФ, в том числе – в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Рязани, Белгороде, Рыбинске, Самаре и Казани.

Итоги развития российского рынка UC, к сожалению, лишены цифр, характеризующих его объем. Можно лишь сказать, что общие тенденции мирового рынка постепенно проникают и в Россию, и все больше компаний разного масштаба используют унифицированные коммуникации, в том числе и как сервис операторов связи. Однако такие виды UC, как веб- и видеоконференции, а также телеприсутствие, еще не скоро займут свое место в отечественном бизнесе по причине очень высокой стоимости этих корпоративных решений, плохо развитой инфраструктуры связи и малой пропускной способности каналов. Их проникновение начнется, вероятно, с крупных компаний в мегаполисах, но, скорее всего, и через 20 лет не дойдет до «избушки на краю леса», если только через спутник.

Подробнее о мировом и российском рынке UC читайте в статье «Решение или услуга? О развитии рынка унифицированных коммуникаций» публикуются в журнале «Бестселлеры IT-рынка», №3 2010.