Компания Microsoft представила результаты исследования уровня зрелости ERP-решений, используемых различными российскими компаниями. Методология исследования зрелости ERP-систем в российских компаниях была разработана для Microsoft аналитическим агентством IDC при участии аудиторско-консалтинговой компании KPMG.

Уровень зрелости ERP-рынка, рассчитывается как произведение двух коэффициентов — проникновения и эффективности ERP-систем.

Коэффициент проникновения оценивался на основе нескольких факторов, таких как число внедренных функциональных модулей ИСУП, число рабочих мест, подключенных к системе, наличие неиспользованных лицензий, степень интеграции различных модулей системы, степень доработки решения, использование системы для принятия решений, и прочих. Значение каждой переменной находилось в диапазоне от 0% до 100%. Среднее значение индекса рассчитывалось для каждой компании с учетом веса каждой переменной. Веса переменных задавались экспертным путем, в зависимости от влияния каждого фактора на зрелость всего решения. Среднее значение коэффициента рассчитывалось с учетом веса каждой из компаний, зависящего от числа ее сотрудников.

Коэффициент эффективности рассчитывался на основе ответов респондентов на вопрос о том, какие цели ставились перед началом проекта внедрения и в какой мере каждая из них была достигнута. Значение эффективности для каждой компании вычислено как среднее арифметическое значений ответов. Среднее значение коэффициента рассчитывалось с учетом веса каждой из компаний, зависящего от числа ее сотрудников

По результатам исследования уровень зрелости рынка составил всего 55%. То есть российские компании используют потенциал своих корпоративных систем управления лишь чуть более чем наполовину. Наименьший результат оказался равен 20%, а наивысший — 95%.

Только 38% компаний показали уровень индексов проникновения и эффективности выше средних значений. Еще у 24% компаний эффективность оказалась достаточно высока при низком уровне проникновения. Эффективность оставшихся 38% компаний была оценена как низкая, причем 15% компаний показали невысокие значения как индекса эффективности, так и индекса проникновения ERP-систем. На практике это означает, что 62%, или почти двум третям, предприятий следует предпринять шаги, направленные на оптимизацию существующих бизнес-приложений.

При среднем уровне проникновения решений 68% доля предприятий, на которых он составил 90% и более, не превышает 5% от общего числа. При этом уровень проникновения почти 40% внедрений существенно ниже среднего. Аналогично, эффективность почти 40% внедрений значительно ниже среднего уровня, который составил 81%. Не менее 15% решений весьма незначительно интегрированы в деятельность компаний и неэффективны.

Задачи, которые компании решают при помощи ERP (ИСУП), зачастую носят тактический характер. Основной задачей проектов создания корпоративных систем управления по-прежнему остается автоматизация управления бухгалтерией, финансами, персоналом, расчетом заработной платы. Относительно немногие компании пытаются решать с помощью ERP стратегические проблемы. Такие задачи, как финансовый и стратегический анализ, бизнес-аналитика, управление проектами, оказываются в списке целей проектов внедрению ERP менее чем в половине случаев.

Ожидания руководителей бизнеса от внедрения ERP нередко не оправдываются после завершения проекта. Полностью удовлетворенными результатами внедрения оказались только 16% руководителей бизнеса, а 32% оказались частично удовлетворены. В то же время руководители, принимающие технологические решения, склонны переоценивать эффект от внедрения. Почти половина из них считает, что скорость получения информации возросла в несколько раз. Бизнес-руководителей, согласных с ними, в два раза меньше.

В ходе опроса, который проводился компанией IDC в ноябре-декабре 2009 г. были опрошены 150 бизнес-руководителей и руководителей ИТ. Опрос проводился в наиболее показательном для российского рынка срезе компаний из сфер торговли, производства, транспорта и телекоммуникаций с оборотом от 50 до 500 миллионов долларов. Региональная структура выборки: Москва — 52%, остальные регионы — 48%. Отраслевая структура выборки: розничная торговля — 22%, промышленное производство — 20%, производство продуктов питания — 15%, дистрибуция — 16%, транспорт — 14%, телекоммуникации и СМИ — 13%.

Отбор с точки зрения производителей и поставщиков ERP-решений и используемой компанией-респондентом системы управления не производился. Таким образом, в выборку вошли пользователи практически всех основных систем управления предприятием, присутствующих на российском рынке. Согласно данным IDC, на долю этих поставщиков пришлось более 95% рынка в 2008 году.

Исследование уровня зрелости ERP рынка планируется проводить на регулярной основе с целью отслеживания тенденций на рынке и оценки изменений зрелости и эффективности использования ERP-решений.