В своем прогнозе на 2015 г. аналитическая компания ITResearch оценивала возможное падение российского рынка ИБП примерно на 30% как в штучных, так и в денежных показателях. К большому сожалению, такой крайне неблагоприятный прогноз оправдался. Реальное снижение рынка по сравнению с 2014 г. составило 33% в штуках и 31% в деньгах.

Ситуация в течение года была крайне неравномерной. Вначале все было совсем плохо, в первом квартале года рынок снизился ровно на 50% в штуках и на 45% в деньгах. Второй квартал показал некоторое облегчение ситуации: «всего» минус 30,6% в штуках и минус 26,8% в деньгах. В третьем квартале маятник опять качнулся в другую сторону: минус 35% как в штуках, так и в деньгах.

Картину несколько исправил только самый последний квартал года, который традиционно максимальный по объемам продаж. По сравнению с 4 кварталом 2014 г. рынок снизился на более-менее щадящие 20% в штуках и на 22% в долларах. Однако о его полноценном восстановлении говорить пока рано, поскольку сравнение шло с достаточно неудачным последним кварталом 2014 г., когда рынок ИБП уже почувствовал шок от резкой девальвации рубля. Кроме того данное улучшение динамики в первую очередь связано с окончанием года (когда уже нельзя было оттягивать осваивание бюджетов).

В нынешнем году по мнению аналитиков рынок ИБП уже близок ко дну, но все же имеет шансы потерять еще 10-20%. Госсектор, шокированный необходимостью значительного секвестра бюджетов, взял паузу в закупках даже самого необходимого оборудования. И в отличие от 2015 г., в 2016 г., особенно в начале, наиболее вероятен застой в продажах тяжелых ИБП, хотя ситуация в массовом сегменте может быть более терпимой.

Динамика рынка

Волна снижения, началась на российском рынке ИБП еще несколько лет назад, и в 2015 г. она не только продолжилась, но еще и увеличилась по амплитуде (см. рис.1). На рынке действуют мощнейшие внешние факторы, которые пока не позволяют реализоваться накопленному потенциалу. А он есть, поскольку текущие объемы поставок массовых ИБП уже даже не обеспечивают компенсацию естественного убытия оборудования.

1.gif

Рис. 1  Динамика российского рынка ИБП в натуральном выражении.

Отрасль за последние годы потеряла все свои основные завоевания. В натуральном выражении рынок ИБП откатился ниже уровней 2003 г. По сравнению же с максимумом 2007 г. он сократился более чем в четыре раза. В итоге сейчас он всего на 78% превышает уровни далекого 2000-го года, когда фактически только начинала складываться инфраструктура массовых офисных рабочих мест.

В деньгах сокращение было несколько менее драматическое – «всего лишь» до уровней 2005 г. и намного выше кризисного 2009 г. за счет наблюдавшегося почти все последние годы существенного сдвига в инфраструктурные решения. По сравнению с вершиной, которая была в 2012 г., рынок уменьшился в долларах примерно на 60%. Вместе с тем уровни начала тысячелетия превышены пока практически троекратно.

Скорее всего, в натуральном выражении российский рынок ИБП уже никогда не приблизится к прежним уровням, разве-что произойдет пока неведомая нам технологическая революция, и опять возникнет необходимость в оборудовании легкими ИБП каждого рабочего места. В денежном выражении еще вполне возможен ренессанс.

Интересна динамика годовых темпов роста. Вплоть до 2008 г. российский рынок ИБП уверенно рос, прибавляя за год по 20% и более. Однако первое дуновение кризиса в конце 2008 г. сразу же опустило рынок в негативную зону, а 2009 г. продавил его глубоко вниз – более чем на 40% по всем ключевым показателям.

Однако, как показывает практика, чем резче провал, тем активнее проходит восстановление. В 2010 г. рынок ИБП активно рос и в 2011-м по денежным показателям даже вышел «в плюс» по сравнению с докризисными показателями. Однако 2012 год показал выход рынка на насыщение, а последующие годы демонстрируют уверенное снижение. Причем, как видно, темпы снижения только возрастали.

Поскольку в настоящее время не было резкого провала, как в прошлый кризис, а ситуация ухудшалась планомерно, на быстрый отскок надеяться тоже не приходится. Производители и канал адаптировались к текущей неблагоприятной рыночной обстановке, и вряд ли у кого есть незагруженные мощности, способные быстро удовлетворить восстановление спроса, даже если оно произойдет.

Очень показательным индикатором изменения общего характера рынка является динамика средневзвешенной стоимости ИБП. Она определяется через реальные продажи и формально зависит от трех основных факторов: структуры рынка (устройства какого класса и какой мощности преимущественно продаются); стоимости самих устройств; соотношения сил между вендорами, исповедующими различную ценовую политику. Последние два фактора достаточно стабильны, и наибольший вклад в изменение интегрального показателя вносят именно структурные изменения.

Именно благодаря увеличению средневзвешенной стоимости устройств и наблюдается относительно неплохая динамика денежных показателей на депрессивном (в натуральном выражении) рынке. И это хорошо, поскольку если данный показатель падает, на каждой единице товара производители и канал зарабатывают меньше денег, если растет – соответственно наоборот. Так что при росте стоимости отрасль в целом продолжает генерировать приличный денежный поток даже при существенном сокращении объемов сбыта.

Вплоть до 2005 г. средневзвешенная стоимость понемногу снижалась (см. рис. 2), что было связано с резким ростом установленной базы легких ИБП, вызванным массовой установкой настольных ПК в офисах и домах.

Затем эта составляющая начала насыщаться, и средневзвешенная стоимость поползла вверх, оставаясь при этом в относительно низкоуровневом коридоре. И только кризис 2008-2009 гг., «подрезавший крылья» массовому сегменту, качественно изменил данную картину.

В отличие от индивидуальных решений «тяжелый» сегмент, связанный с развитием ИТ-инфраструктуры, чувствовал себя относительно хорошо. Закономерное увеличение вклада «тяжелых» (а значит, более дорогих) ИБП и привело к резкому росту средневзвешенной стоимости.

Последние три года данный показатель вышел на некоторое насыщение на уровне 250-260 долл. Теоретически можно даже ожидать определенный ценовой откат, если предположить, что резко улучшится рыночная конъюнктура и массовый сегмент сможет отработать часть отложенного спроса. Но в дальнейшем мы все же ждем тренда к продолжению роста средневзвешенной стоимости, пусть даже не с такими темпами, как в предыдущие годы.

2.gif

Рис. 2  Динамика средневзвешенной стоимости ИБП.

Динамика технологической структуры

На рынке ИБП представлено сразу несколько топологий аппаратов: резервные (off-line); интерактивные (Line-interactive) и двойного преобразования (On-line). При этом вес устройств, их мощность и стоимость могут различаться на три порядка, функционал и целевые рынки также совсем разные.

Аналитическая компания ITResearch традиционно делит рынок на 7 технологических сегментов (см. рис. 3), доля которых в денежном выражении в целом сопоставима. При этом в натуральном выражении данные сегменты совсем несопоставимы. Резервные и интерактивные ИБП формируют массовый рынок и обеспечивают более 95% всех продаж. Тут нужно отметить, что сам сегмент интерактивных ИБП делится на два субсегмента: аппараты с аппроксимированной синусоидой (AS) на выходе при работе от батарей и с чистой синусоидой (SIN). Последние относятся скорее к корпоративному классу, представляют собой относительно дорогое и качественное оборудование, и, при относительно небольшой доле рынка в штуках, в деньгах относятся к одному из трех важнейших субсегментов рынка.

3.gif

Рис. 3  Технологическая структура продаж на российском рынке ИБП в 2015 г.

Резервные ИБП в штуках занимают достаточно большую долю рынка, под 35%, в то время как в деньгах – всего около 11%. При этом их вклад довольно стабилен вследствие кризиса платежеспособного спроса: пусть такое оборудование менее технологически продвинутое, но все же оно наиболее доступное по деньгам. И это критично для очень многих заказчиков. В результате их доля в натуральном выражении за последние годы несколько выросла. В деньгах, правда, был небольшой спад. Это связано с тем, что конкурентная среда стала более насыщенной за счет активной работы вендоров, предлагающих более дешевые ИБП.

На ИБП line-interactive AS сейчас приходится около половины рынка в натуральном выражении и под 20% в деньгах. Однако здесь есть выраженный нисходящий тренд как в натуральном выражении, так и особенно в денежном. Самый массовый сегмент рынка в наибольшей степени чувствует на себе основные тренды: сокращение спроса на легкие ИБП и дрейф в сторону инфраструктурных решений. В результате с 2007 г. доля сегмента в штуках снизилась на одну пятую, а в деньгах – на треть.

Доля субсегмента интерактивных ИБП с чистой синусоидой выросла с 2007 г. на 3% в штуках и составила почти 8% рынка. В деньгах же их доля приближается к 20% -- это один из первых по значимости сегмент. Учитывая, что здесь появляется все больше доступных по цене моделей, дальнейшая динамика сегмента будет однозначно положительна. Вместе с тем в конкурирующем классе устройств -- on-line-ИБП до 3 кВА – в последнее время также наблюдаются серьезные ценовые движения, вследствие чего они могут отбирать долю у конкурента.

Онлайн-сегменты рынка ИБП ввиду относительной малости (в натуральном выражении), а также чувствительности к тендерам, наиболее подвержены флуктуациям. Однако здесь все же можно увидеть уверенный тренд к росту.

В натуральном выражении On-line-ИБП с 2007 г. увеличили свою суммарную рыночную долю ровно вдвое, с 2,25 до 4,5% (см. рис. 6 и 7). И пусть основной вклад здесь за легким On-line, остальные группы также уверенно росли.

Также впечатляющим был рост и в деньгах (см. рис. 4). Он был не однородным по всем сегментам, но все же выделяются On-line-ИБП, которые увеличили свой вклад с 43,5 до более чем 51%. Теперь становится понятным почему рост средневзвешенной стоимости связан именно со структурными сдвигами.

Со временем доля On-line-ИБП может дойти до 60% (и даже больше), хотя на это потребуется не менее пяти лет. Всплеск спроса на ИБП для ЦОДов идет вразрез с не очень хорошей ситуацией в традиционных целевых инфраструктурных сегментах, более коррелирующих с состоянием экономики (недвижимость, промышленность, финансы). Именно благодаря дата-центрам рынок ИБП (точнее, его «тяжелая» составляющая) в целом чувствовал себя довольно хорошо. И хотя некоторые участники рынка начинают считать, что ЦОДы – это уже не модно, процессы консолидации вычислительных и сетевых мощностей будут только набирать обороты.

4.gif

Рис. 4  Динамика технологической структуры рынка ИБП (в деньгах).

Небезынтересно также проанализировать динамику средневзвешенной стоимости в отдельных подсегментах российского рынка ИБП (см. рис. 5). В основном она также потихоньку подрастает, но все же меньше, чем интегральный показатель.

В онлайн-сегментах динамика цен минимальна, и в среднем сегменте (10-120 кВА) даже наблюдается некоторое снижение. Такое оборудование становится все доступнее и популярнее. (Если вспомнить, в самом начале статьи мы говорили о востребованности небольших корпоративных ЦОДов, а это оборудование как раз для них.)

При сравнении прямых конкурентов массового рынка, сегментов Off-line и Line-interactive, AS ИБП, видно, что средневзвешенная стоимость первых с 2007 г. увеличилась всего примерно на 20%, а вторых -- на 35%. То, что они увеличиваются, процесс в целом понятный и логичный, поскольку растут в стоимости различные материалы, составляющие значимую часть себестоимости массовых ИБП. Также «виной» тому большая технологичность, наращивание количества модульных систем, RT- и RM-форм-факторы и т. д. Различие же в динамике мы связываем с тем, что в субсегменте Off-line увеличивается доля «дешевых» вендоров, и именно данная группа устройств позволяет удерживаться массовому рынку за счет охвата малообеспеченных категорий покупателей. (Кстати, в сегменте легкого On-line та же история).

5.gif

Рис. 5  Уровни изменения средневзвешенной стоимости ИБП. 2015/2007 гг.

Конкурентная среда

Несмотря на острый кризис, что обычно сопровождается в том числе и деградацией состава игроков рынка, на российском рынке ИБП сейчас этого не происходит. Напротив, список основных игроков постоянно растет. В 2014 г. к нему добавились 3Cott и Legrand. Первый бренд сосредоточен на массовом сегменте, а второй обладает широким ассортиментом модульных систем.

С начала 2015 г. ITResearch ввела в свою исследовательскую панель турецкого производителя Makelsan, показывающего осязаемые объемы продаж в тяжелом сегменте. Впрочем, в связи с недавними событиям, происхождение данного бренда вряд ли в краткосрочной (а может и среднесрочной) перспективе будет способствовать его продвижению на нашем рынке.

Также появился новый/старый бренд Dexp – собственный бренд компании DNS. Это самая дешевая продукция, предназначенная преимущественно для собственной розничной сети компании.

Но самым интересным является выход на российский рынок компании Huawei, которая с лета 2015 г. уже показывает ощутимые объемы продаж инфраструктурных ИБП. Появление данного игрока в перспективе способно существенно изменить конкурентную среду на нашем рынке, особенно в сегменте решений для ЦОДов.

Несмотря на довольно ощутимые колебания в течение года, в целом по итогам 2015 г. на массовом рынке традиционная тройка лидеров*: APC by Schneider Electric, Ippon и Powercom, а на корпоративном – APC by Schneider Electric, Eaton и Delta Electronics.

Что же касается интенсивности конкуренции, то до 2009 г. она уверенно увеличивалась. Соответствующий индекс Герфиндаля (сумма квадратов долей вендоров; в случае рынка ИБП рыночные доли берутся в деньгах для корректной сопоставимости) снижался, показывая уменьшение консолидации рынка (см. рис. 6). Соответственно интенсивность конкуренции росла (что опять же отвергает тезис о фазе «спад»).

В 2014 г. наметилось было движение вверх, и возник вопрос, не развернулся ли тренд обратно к консолидации рынка. Однако по итогам 2015 г. мы видим, что это, скорее всего, была только лишь флуктуация. Вместе с тем до отметки 0,18, которая обычно принимается за переход рынка с монополизированного состояния в высококонкурентное, по-прежнему еще довольно далеко, тем более что процесс, чем дальше, тем движется сложнее.

6.gif

Рис. 6  Динамика индекса интенсивности конкуренции (Герфиндаля).

В различных технологических сегментах интенсивность конкуренции заметно отличается от интегрального показателя (см. рис. 7). Обусловлено это как различным оборудованием, так и разными наборами конкурирующих здесь компаний. В сегментах Off-line и Line-interactive Sin традиционно сильны позиции APC by Schneider Electric, и интенсивность конкуренции минимальная, хотя и здесь все активнее заявляют о себе другие игроки массового рынка, например, Ippon и Powercom. В сегменте Line-interactive, AS конкуренция намного интенсивнее, поскольку тут доли APC by Schneider Electric и Ippon сопоставимы.

В инфраструктурном сегменте традиционно наиболее сильны позиции компаний APC by Schneider Electric, Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, Delta Electronics, General Electric, Inelt, Huawei, Socomec UPS и Tripp Lite. При этом большинство из них обладают высочайшими технологическими компетенциями и развитым профессиональным каналом сбыта. В результате в этом сегменте максимальные предпосылки к высокой конкуренции, и чем больше мощности ИБП, тем интенсивность конкуренции выше. В сегменте самых мощных аппаратов пальма лидерства сейчас переходит из рук в руки, в зависимости от результатов выполнения одиночных крупных проектов.

7.gif

Рис. 7  Динамика индекса интенсивности конкуренции в различных технологических сегментах.

Следует отметить, что во всех продуктовых сегментах наблюдаются определенные подвижки этого показателя. Очень хорошо видно следующее: во-первых, буквально во всех сегментах индекс снизился, а значит, интенсивность конкуренции возросла; во-вторых, есть целый ряд классов оборудования, где интенсивность конкуренции за эти годы выросла на четверть и даже более.

В наибольшей степени конкуренция выросла в сегменте On-line, 10-120 кВА, который, как мы уже говорили, последние годы был наиболее важным для строительства корпоративных ЦОДов. Значительное число заказчиков не давало возможность кому-то одному из игроков усиливаться чрезмерно. То есть, каков бы ни был его потенциал, емкость канала и количество партнеров-интеграторов не беспредельны, что оставляло поле возможностей для конкурентов. Схожая картина была в сегменте несколько меньшей мощности (от 3 до 10 кВА). И обратная – в самом тяжелом сегменте – свыше 120 кВА. Количество заказов здесь традиционно минимально, все всех знают, что позволяет компаниям сохранять своих клиентов и свои позиции.

Также рекордсменом по росту интенсивности конкуренции является сегмент On-line, менее 3 кВА. Но здесь история немножко иная. Это уже относительно массовый класс оборудования, в котором за последние годы произошло появление множества «новичков», предлагающих свои ИБП по цене в несколько раз дешевле, чем «старожилы». Это способствует как развитию сегмента, так и «отъеданию» доли рынка.

Вернуться к началу обзора «Рынок ИБП уже близок к своей низшей точке»

Подробнее о ситуации на российском рынке ИБП см. «Бестселлеры IT-рынка», 2016, №1