Благодаря возможности получить доступ к Интернету из любой точки мира 7% населения земного шара (500 млн человек) могут преодолеть уровень бедности, а мировой ВВП увеличится на 6,7 трлн долл. США. Такие данные содержатся в новом отчете по результатам исследования*, проведенного Strategy&, подразделением PwC по оказанию услуг в области стратегического консультирования.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, каким образом может изменяться веб-пространство по мере увеличения числа интернет-пользователей из развивающихся стран.
Несмотря на продолжающуюся цифровую революцию, рост числа новых интернет-пользователей, основная доля которых приходится на жителей развивающихся стран, в последние годы замедлился. С 2013 г. показатели темпов роста выражались однозначными числами. В результате сейчас 4,1 млрд человек не имеют доступа к современной экономике, хотя могли бы принести ей дополнительно более 6 трлн долл., если бы участвовали в ее развитии.
По данным отчета «Мир в Сети» (Connecting the World), повсеместный доступ к Интернету на глобальном уровне будет обеспечен, когда на каждого интернет-пользователя из стран с развитой экономикой будет приходиться пять интернет-пользователей из развивающихся стран. Для сравнения: в настоящее время это соотношение составляет один к двум.
Обеспечение возможности подключения к онлайн-ресурсам по всему миру в ближайшие пять лет может принести развивающимся странам и коммерческим предприятиям огромную пользу, включая следующие преимущества:
· улучшение социально-экономических условий для более чем 4 млрд человек;
· прирост мирового ВВП в размере 6,7 трлн долл.;
· возможности роста для операторов телекоммуникационных сетей, оцениваемые в 400 млрд долл.;
· бизнес-возможности для поставщиков контента, оцениваемые в 200 млрд долл.
В исследовании, в частности, говорится: чтобы жители развивающихся стран могли принимать полноценное участие в современной экономике и ощутить на себе революционный эффект от использования интернета, необходимо упростить и удешевить доступ к Интернету, привести неопровержимые доводы в пользу онлайн-ресурсов и «…оказать поддержку людям, открывшим для себя Интернет и впервые оказавшимся в веб-пространстве».
Продвижение в этом направлении идет медленными темпами, так как приходится преодолевать различные препятствия, включая стоимость интернет-покрытия, скорость и мощность существующей инфраструктуры, а также потребность в создании новой инфраструктуры там, где ее нет. По данным исследования, Интернет смогут позволить себе 80% населения в том случае, если розничные цены на веб-доступ упадут почти на 70 %. Для увеличения числа пользователей онлайн-ресурсов требуется принять меры во всех ключевых областях, включая возможности подключения к Сети, контент и розничные услуги:
· Благодаря замене текущих сетей 2G сетями 3G или 4G/LTE можно сократить стоимость мегабайта на развивающихся рынках на 60–70%, при этом оказание интернет-услуг будет выгодным для операторов, и более 2 млрд людей откроют для себе возможности Интернета.
· Распространение контента через ряд местных высокоскоростных сетей сделает возможным доступ к Интернету для еще 300 млн человек.
· Дополнительно 170 млн человек смогут воспользоваться улучшенным и более дешевым доступом за счет офлайн-каналов распространения контента, включая государственные и региональные ресурсы обмена данными.
· Правительства стран
· Онлайн-доступ, финансируемый фирмами или абонентами (например, образовательные центры), может привлечь еще 500 млн пользователей по всему миру.
Всеохватный Интернет будущего будет отличаться от современного. Он будет в более полной мере соответствовать лингвистическим, культурологическим и экономическим потребностям тех, кто ранее не имел доступа к Сети. Кроме того, интернет станет основным каналом предоставления важнейших услуг для наиболее обездоленных слоев населения в современной “вещественной” экономике. Причины для выхода в интернет будут в основном связаны с вопросами эффективности, деятельности микропредприятий, а также с образовательными целями. Будет наблюдаться рост в сегменте интернет-торговли, участниками которой станут беднейшие слои населения.
Чтобы добраться до самых удаленных уголков мира, где проживает беднейшее население, потребуются инновационные, революционные технологии. «Необходимо будет найти новые подходы к организации деятельности на рынках сетевых подключений, контента и розничной торговли», – считает Эндрю Бокинг, руководитель производственного направления Internet.org в компании Facebook.
* В исследовании были проанализированы данные по 120 странам за десятилетний период. В исследовании рассматриваются возможности преодоления препятствий, затрудняющих доступ к Интернету, а также потенциальные изменения веб-среды в результате увеличения числа интернет-пользователей из развивающихся стран. Исследование выполнено для компании Facebook.