Товарное предложение LTE-смартфонов на российском рынке

Марина Рожкова,

внештатный эксперт

«Бестселлеров IT-рынка»

Сотовые сети четвертого поколения стандарта LTE все сильнее «опутывают» планету, а производители абонентского оборудования все чаще и чаще выпускают устройства (смартфоны, планшеты, модемы) с соответствующими модулями. По данным организации Global mobile Suppliers Association (GSA), в июле 2014 г., на мировом рынке присутствовали 1889 устройств с поддержкой LTE, причем 44% от этого числа составляли смартфоны. Для сравнения: год назад, в июле 2013-го, с «четвертым поколением» дружил только 941 мобильный гаджет.

Локомотивом продвижения LTE на мировой арене, безусловно, являются развитые регионы Запада и Востока — США, Канада, Западная Европа, Южная Корея, Япония. И вот почему: рынки мобильной связи там построены по так называемой операторской схеме, т. е. подавляющее большинство устройств продаются с контрактами телекоммуникационных компаний. Следовательно, последние оказывают определенное влияние на производителей, «диктуя» им своего рода запросы на характеристики устройств. Таким образом, если уж оператор Х развернул сеть LTE и планирует продавать смартфон от компании Y, то компанию Y «заставят» внедрить в свой продукт LTE-модем. Именно поэтому доля новых смартфонов с поддержкой LTE в вышеописанных регионах достигает внушительных 80-90%.

Российские особенности

В России с ее свободным рынком, где балом правят ритейлеры, ситуация несколько иная. Операторы, возможно, и рады бы видеть в своих сетях как можно больше LTE-аппаратов, но они стоят несколько дороже обычных моделей для сетей 2G/3G, а значит, стесненный в средствах отечественный потребитель отдаст предпочтение именно последнему варианту. Дабы не быть голословными, приведем следующие цифры: по данным компании «Связной», в I квартале 2014 г. средняя цена LTE-смартфона в Москве составляла 25 250 руб., в России — 21 300 руб. Разумеется, отдельные потребители пытаются сэкономить: и поддержку LTE получить, и заплатить при этом поменьше. На практике это выливается в заказ 4G-смартфонов из-за рубежа. Однако этот путь — далеко не из самых легких: LTE бывает очень разным, и российские частоты гарантированно поддерживают только сертифицированные в нашей стране устройства. А вот модели для других регионов могут или поддерживать, или нет, причем чаще встречается именно второй вариант. (На этом фоне выигрышно выглядит позиция Sony, которая в свои модели вроде Xperia Z2 интегрирует «глобальный» LTE-модем для всех регионов сразу.) Если же выбирать из более бюджетного сегмента смартфон с LTE, стоит обратить внимание на модели локальных российских марок — их продукты точно дружат с российскими частотами. Впрочем, о них чуть ниже.

По данным ритейлера «Связной», в I квартале 2014 г. в России было продано около 750 тыс. смартфонов с LTE (рост продаж в годовом выражении — на 180%), что составило около 15% российского рынка таких устройств в штуках. «Евросеть» оценивает долю таких моделей в 12%, МТС — в 12,7%. При этом компания МТС уже успела поделиться данными и за второй квартал: реализовано примерно 710 тыс. экземпляров, что соответствует доле в 12,6%. Во II квартале 2013 г., для сравнения, в России нашли своих владельцев около 350 тыс. LTE-аппаратов. По данным аналитической компании ITResearch, сейчас на смартфоны с поддержкой сетей LTE приходится примерно 10% всего продуктового предложения смартфонов.

Иными словами, определенный спрос на LTE-модели есть, он уже измеряется десятками процентов, а не их долями. Во многом потому, что у человека, желающего купить некоторые конкретные аппараты, иногда просто отсутствует выбор: эти самые аппараты существуют только в версиях с LTE. Типичным примером является iPhone 5s, который нежно любим огромным числом людей на всей территории страны. Возьмем, например, Украину: сетей LTE на территории этого государства нет, а вот рынок LTE-смартфонов существует. Как так? Все просто: HTC One Max, LG Nexus 5, Nokia Lumia 930 и 1520, iPhone 5c и ряд других моделей существуют в природе только в вариантах с LTE.

LTE-услуги операторов

Что касается спроса на LTE-услуги, предоставляемые операторами, то его нельзя назвать гигантским: в конце I квартала 2014 г. в России было около 2 млн пользователей сетей четвертого поколения. К концу года ожидается рост до 3 млн, к 2018-му — до 30 млн. Подавляющее большинство потребителей не считают нужным специально менять свой старый смартфон без LTE на новый, который с такими сетями совместим, поскольку не считают эту технологию killer-feature; смена осуществляется лишь в случае перехода на новый аппарат по другим причинам — из-за желания получить более качественную камеру, лучший экран и пр. И если уже речь идет о выборе новой модели, то — почему бы и нет? Можно взять LTE-модель, причем как намеренно (меньшинство ситуаций), так и «случайно» (большинство). Причем довольно много пользователей обладают LTE-аппаратами, которые при этом не подключаются к таким сетям, поскольку для этого необходимо сменить SIM-карту в офисе оператора. Пользователи об этом либо не знают, либо знают, но не считают нужным предпринимать такой шаг. И это можно понять: для переписки в социальных сетях, обмена письмами, открытия сайтов вполне достаточно скоростей, обеспечиваемых сетями 3G. А вот, например, фильмы с торрентов, для которых и пригодилась бы поддержка LTE, со смартфонов практически никто не качает.

Мы это вот к чему: внедрение LTE-модулей в смартфоны неизбежно, и ничего плохого в этом процессе вовсе нет — чем выше скорость мобильного Интернета, тем лучше. Более того, через пару лет и в России не будет альтернативы («брать аппарат с LTE или без») — как и в развитых странах Запада и Востока, останутся только модели с LTE. Но сегодня эта самая альтернатива еще есть, и в ряде случаев она позволяет сэкономить: аналогичные модели с 3G можно купить несколько дешевле. Скажем, LG G2 mini в версии с LTE стоит чуть больше 9 тыс. руб., а вот его вариант без сетей четвертого поколения можно отыскать за 8 500 руб. Именно так: несмотря на высокую среднюю цену (как мы уже говорили, 21 300 руб. по территории России), в последние месяцы появилось несколько недорогих аппаратов с поддержкой LTE. Особняком здесь стоят предложения операторов вроде модели МТС 978. Такие аппараты весьма «вкусны» по соотношению цены и характеристик, но, как правило, заблокированы на сеть конкретной компании (т. е. не работают с «симками» других) и отличаются очень простым дизайном. Ну, а низкая цена обусловлена тем, что операторы продают их чуть ли не по себестоимости, рассчитывая заработать на услугах, связанных с высокоскоростной передачей данных.

LTE у В-брендов

Локальные отечественные бренды (В-бренды), которые в последние годы правят балом в самом популярном в России сегменте «около 10 тыс. руб.», к LTE-моделям пока относятся с опаской. Во многом потому, что такие марки ориентированы прежде всего на сотрудничество с тайваньской компанией MediaTek, не имеющей в своем портфолио бюджетных процессоров с интегрированными LTE-модемами. Хотите аппарат с LTE? Тогда извольте задействовать более дорогой чип американской Qualcomm, чьи платформы установлены в 90% LTE-аппаратов. Тем не менее начало экспансии В-брендов в LTE-сегмент положено: первым в этой области стал Highscreen с моделью Spider, позиционируемой как «первый бюджетный четырехъядерный LTE-смартфон с характеристиками 2014 г.». Действительно, на момент его выпуска в апреле купить аппарат для 4G-сетей со сравнимой функциональностью за 11 тыс. руб. было невозможно. Сейчас альтернативы вроде HTC Desire 610 (правда, с более слабыми спецификациями — например, заметно хуже экран) появились, но все равно производители предпочитают идти «сверху» и оснащать LTE-модемами прежде всего свои самые дорогие продукты для российского рынка. Еще одна модель с LTE от локального бренда — Explay 4Game (11 тыс. руб.) на основе экзотической и очень производительной nVidia Tegra 4i. Очень может быть, что именно Explay станет одним из локомотивов внедрения бюджетных 4G-аппаратов в массы.

Собственно, купить сегодня в России флагманское решение без LTE практически невозможно: все последние «Айфоны», LG G3, Samsung Galaxy S5 (версия с процессором Qualcomm), Sony Xperia Z2, HTC One M8 и так далее по списку (см. таблицу) — все они поддерживают сети четвертого поколения на, будем говорить так, безальтернативной основе. В среднем классе пока больше вариантов без LTE, чем с таковым, а про бюджетный мы уже сказали выше: подобрать модель можно, но сложно.

Таблица. Продуктовое предложение LTE-смартфонов

Есть мнение, что к концу года ситуация изменится: свои решения с поддержкой LTE готовит MediaTek, а там, где MediaTek — там и локальные российские марки. Которые с успехом заняли сегмент смартфонов начального уровня для сетей 3G и, очень может быть, станут локомотивом для внедрения «дешевого LTE» в массы на российском рынке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.