Структура продаж на рынке устройств hardcopy


Владимир Миронос, ведущий эксперт ITResearch


Отмеченное при анализе итогов 2011 г. замедление темпов роста продаж на рынке печатающих устройств продолжилось и в текущем году. В первой половине 2012 г. объем рынка принтеров и настольных МФУ в натуральном выражении составил около 1.9 млн шт., что всего на 4.4% больше, чем за первые шесть месяцев предыдущего года. При этом достаточно высокая активность игроков рынка в начале года, реализующих недораспроданные в предновогодний период запасы продуктов, существенно снизилась во втором квартале, показатели которого оказались даже несколько хуже, чем годом раньше. Частично это можно объяснить нехваткой продуктов в отдельных товарных группах, прежде всего принтеров, которая отмечалась в этот период, однако основную роль в замедлении динамики рынка играет постепенное насыщение рынка и в корпоративном, и в домашнем потребительском сегментах. И начало второго полугодия подтверждает этот тренд — показатели последних летних месяцев не позволяют говорить о сколько-нибудь значительном подъеме спроса на печатающие устройства, как это обычно происходило в это время.

Более удачным первое полугодие было для рынка сканеров, где тепы роста продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года были двузначными: 12% в сегменте планшетных устройств и почти 30% в сегменте документ-сканеров. При этом можно отметить возрастание доли тендерной составляющей поставок не только в категории документ-сканеров, где они традиционно играют заметную роль, но и на рынке планшетников.


Печатающие устройства

В первом полугодии в лазерном сегменте рынка впервые после спада 2009 г. произошло заметное сокращение продаж однофункциональных принтеров и преимущество по количеству проданных устройств получили настольные МФУ. Вполне естественно, что основную роль здесь сыграло изменение динамики продаж в самой массовой категории устройств начального уровня производительности. Количество проданных лазерных принтеров производительностью до 20 стр./мин сократилось почти на 10%. Основной причиной спада стало усиление процесса их замещения на персональные МФУ, продажи которых возросли более чем на 40%, при этом главным фактором столь резкого подъема спроса стала агрессивная политика (как ценовая, так и маркетинговая) и ведущих производителей, и вендоров второго эшелона. Достаточно сказать, что средняя розничная цена пяти самых продаваемых моделей настольных лазерных МФУ, на которые приходится до ¾ всех продаж устройств производительностью до 20 стр./мин, за год была снижена от 15 до 25%. Следствием стало повышение к ним интереса со стороны потребителей (и соответственно некоторое ослабление внимания к однофункциональным принтерам, в том числе к моделям тех же производителей). Можно также упомянуть и об изменении своего подхода к продвижению некоторых моделей персональных МФУ и принтеров лидера лазерного рынка компании Hewlett-Packard (НР). Со второго квартала эти продукты поставляются с картриджами стандартной (а не стартовой) емкости без изменения их цены и, кроме того, с продленными до трех лет гарантийными обязательствами.

В категории устройств производительностью 21–30 стр./мин настольные МФУ уже получили подавляющее количественное преимущество над принтерами, заняв в первом полугодии три четверти этого подсегмента, хотя у них, как и у принтеров, динамика продаж тоже оказалась отрицательной. Эта категория устройств, в которой сосредоточены продукты, позиционируемые на малые рабочие группы и на индивидуальных пользователей с большими объемами печати, испытывает давление сразу с двух сторон. Спрос у части потребителей устройств для малых рабочих групп переключается на стремительно дешевеющие модели производительностью 33–35 стр./мин, появившиеся в линейках сразу нескольких вендоров. В то же время для некоторых пользователей персональных принтеров и особенно МФУ привлекательнее стали новые, более дешевые и функциональные, 20-страничные модели. Тем не менее, судя по активности вендоров по выводу на этот рынок новых моделей многофункциональных устройств, отмеченный в первом полугодии их спад может в дальнейшем смениться ростом.

Замедлилась динамика продаж и в подсегменте наиболее производительных монохромных принтеров для рабочих групп (свыше 30 стр./мин). Вместо 30—40%-ного роста в течение последних лет продажи увеличились менее, чем на 10%. Здесь также сказались два фактора — давление со стороны скоростных МФУ, продажи которых выросли за год в четыре раза, а также нехватка принтеров. Правда, этот дефицит образовался не столько из-за снижения поставок существующих моделей, сколько из-за процесса замены одной из наиболее популярных моделей (принтера HP LaserJet P2055, на долю которого приходилось до двух третей продаж в этом скоростном диапазоне) на новое семейство принтеров, которые пока не успели заместить предыдущий бестселлер. В результате во втором квартале в скоростном подсегменте принтеров был отмечен даже спад на 3%.

Действительно, процесс смены популярных у пользователей продуктов на новые не всегда проходит безболезненно, особенно в тех случаях, когда поставки прекращаются резко, а в канале не было накоплено достаточного запаса уходящей модели. Такое на российском рынке лазерных принтеров встречалось неоднократно, и у той же компании HP, как и у Samsung, наблюдались временные спады в продажах в эти периоды.

Собственно, у обоих производителей такое произошло и в первом полугодии в цветном сегменте принтерного рынка. Компании, являющиеся лидерами цветного сегмента, в начале года приступили к масштабному обновлению линейки цветных принтеров. Это привело к уменьшению рыночной доли вендоров и снижению динамики этого сегмента в целом. Так, во втором квартале цветных лазерных принтеров было продано на 7% меньше, чем год назад, хотя в первом квартале наблюдался 40%-ный рост. В результате в целом за полугодие продажи цветных принтеров увеличились «всего» на 16%.

Хотя в текущем году значительных изменений в позициях производителей лазерных устройств не произошло — как и прежде, на этом рынке доминируют продукты компаний* Canon, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox, тем не менее лидерам пришлось немного потесниться. Если в предыдущие годы их суммарная рыночная доля стабильно превышала 90% (в натуральном выражении), то в первой половине 2012 г. этот показатель снизился до 85%, а в сегменте настольных МФУ даже до 80%. Эти компании испытывают возрастающее давление со стороны других вендоров, которые начали проводить более активную продуктовую и канальную политику, особенно в сегменте настольных МФУ. Пока к ним можно отнести только прежних участников рынка, таких, как Brother и Panasonic, а в последнее время и Kyocera. У всех трех компаний темпы роста продаж лазерных МФУ в первом полугодии были заметно выше среднерыночных. В дальнейшем к их числу могут присоединиться также Ricoh, только что выпустившая устройства начального уровня, ориентированные на массового потребителя как в офисе, так и дома, а также новый игрок на российском рынке — китайская компания Seine Technology, продвигающая персональные лазерные принтеры и МФУ под торговой маркой Pantum.

Заметное ослабление темпов роста продаж в струйном сегменте было отмечено уже по итогам прошлого года, и все же полное его отсутствие в первом полугодии (и даже небольшое падение в натуральном выражении) свидетельствует о более быстром, чем ожидалось, насыщении спроса в самых массовых категориях устройств. Всего за этот период было продано чуть больше 660 тыс. струйных принтеров и МФУ, причем небольшой общий рост сегмента МФУ не смог скомпенсировать более существенное снижение продаж однофункциональных принтеров. В то же время денежный объем рынка увеличился почти на 8%, что отражает изменение структуры спроса в пользу более функциональных универсальных моделей, а также фотопринтеров и фотоцентров.

Как видно из рис. 3, струйные устройства понесли серьезные потери в ценовом диапазоне устройств до 100 долл., в котором большую часть продаж составляют модели, обладающие лишь базовыми возможностями при весьма привлекательной стоимости: всего 35–40 долл. для принтеров и 60–70 долл. для МФУ. Тем не менее многие пользователи стали отказываться от покупки таких устройств в пользу моделей, обеспечивающих более скоростную и/или качественную печать документов и фотографий, а также не таких дорогих в использовании (для некоторых моделей начального уровня приобретение комплекта картриджей обходится дороже, чем покупка самого устройства).

Производители, в свою очередь, стараются предложить потребителям продукты, более привлекательные с точки зрения эксплуатационных издержек. Такие модели появились в прошлом году в линейке струйных принтеров и МФУ Epson (семейство «Фабрика печати»), в которых за счет большой емкости резервуаров с чернилами достигается снижение стоимости отпечатка. Несмотря на более высокую стоимость по сравнению со многими универсальными струйниками (и даже некоторыми фотопринтерами и фотоцентрами), быстрый рост продаж этих моделей свидетельствует о том, что не для всех пользователей определяющим является ценник на оборудование. У некоторой (и, похоже, довольно значительной) части потребителей стоимость печати становится важным фактором выбора, но они предпочитают использовать фирменные решения, а не заморачиваться с дооснащением своих струйников системой непрерывной подачи чернил, предлагаемых третьими фирмами. Во многом благодаря популярности этих экономичных устройств компании Epson удалось заметно усилить свои позиции на рынке струйников в извечном соревновании с Canon и HP.

Под флагом снижения стоимости печати вендоры стали активнее продвигать свои новые модели струйных принтеров и МФУ, ориентированные на пользователей в бизнесе. Судя по динамике продаж, эти устройства увеличили число сторонников струйной печати в организациях.


Сканеры

В первом полугодии развитие рынка планшетных сканеров шло в том же направлении, что и в целом за прошлый год. Это касается и динамики роста продаж, и основных сдвигов в структуре спроса.

Всего за первые шесть месяцев было продано около 120 тыс. устройств, что почти на 12% больше, чем годом раньше (в целом за 2011 г. рынок планшетников увеличился в штучном выражении на 11%). При этом, как и в прошлом году, основной вклад в рост рынка внесли планшетные сканеры средней ценовой категории (в диапазоне цен от 100 до 200 долл.), к которой относится большинство моделей, используемых как для сканирования документов, так и качественной оцифровки фотографий. В настоящее время эти относительно недорогие и функциональные сканеры являются наиболее востребованными у потребителей, и в первом полугодии на них пришлась почти половина всех проданных планшетных устройств. Одновременно продолжала уменьшаться рыночная доля устройств начального уровня (стоимостью до 100 долл.), еще недавно бывших самой массовой и востребованной категорией планшетных сканеров. За первое полугодие их было продано примерно столько же, что и год назад.

Такие структурные изменения, как и общий рост рынка планшетных сканеров, во многом определились увеличением спроса в корпоративном сегменте потребителей, о чем свидетельствует возросшая со второй половины прошлого года доля тендеров в общем объеме поставок планшетных сканеров. В то же время регулярные продажи конечным пользователям через дистрибуторский канал, а также продажи планшетников в рознице имеют тенденцию к сокращению, хотя потенциал спроса здесь далеко не исчерпан.

Основную часть рынка планшетников продолжают контролировать три ведущих производителя. На долю компаний* Canon, Epson и HP по-прежнему приходится около 90% продаж в натуральном выражении.

Эти три вендора входят и в число лидеров сегмента документ-сканеров, который, как и в предыдущие два года, остается одним из быстрорастущих на рынке hardcopy.

Всего за первое полугодие было продано свыше 21 тыс. устройств, на 29% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Объем рынка в деньгах увеличился еще больше, на 40% (до 26,7 млн долл.) из-за опережающего роста документ-сканеров для рабочих групп в скоростном диапазоне 31–60 стр./мин. Соответственно эти модели отняли часть рынка у персональных документ-сканеров, продажи которых выросли «всего» на 11%.

Здесь, правда, нужно сказать, что полугодовые, и тем более квартальные, показатели роста или спада продаж не всегда отражают реальное изменение востребованности этих устройств в целом по рынку, и для более правильной его оценки или прогноза лучше использовать годовые индексы. Для рынка документ-сканеров характерна неравномерность динамики из-за высокой доли крупных корпоративных и тендерных поставок, которые могут происходить в любое время и, хотя чаще заключение таких сделок встречается во второй половине года, они далеко не всегда соответствуют сезонному фактору

Тем не менее на этом рынке есть отдельные категории устройств, увеличение продаж которых связано с постоянно растущим спросом. Одной из таких устойчивых точек роста являются портативные документ-сканеры, занимающие все большую долю на рынке. Такие модели теперь имеются в линейках практически всех вендоров. Благодаря компактным размерам и удобству работы эти относительно недорогие устройства набирают популярность как у разъездных сотрудников, так и у офисных и даже домашних пользователей. По сравнению с первой половиной прошлого года продажи портативных сканеров выросли больше, чем вдвое, и их доля на рынке документ-сканеров возросла почти до 10%.

Также весьма удачным первое полугодие оказалось для высокоскоростных потоковых сканеров (производительностью свыше 60 стр./мин), продажи которых выросли вдвое по сравнению с прошлым годом. Стоит отметить, что и в первом и во втором кварталах около трети из них составляли модели для централизованной обработки документов, имеющих скорость сканирования свыше 90 стр./мин (до середины прошлого года доля сверхскоростных документ-сканеров была существенно меньше). Помимо продуктов традиционных поставщиков таких устройств — Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic в этом году на рынке появилась и модель Xerox производительностью 100 стр./мин.

В целом на рынке документ-сканеров по итогам полугодия, как и в 2011 г., пятерку лидеров составили компании* Canon, Epson, Fujitsu, Hewlett-Packard и Xerox.


* Здесь и далее компании перечисляются в алфавитном порядке.


Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.