О тенденциях и лидерах мирового рынка ЕСМ


Ольга Воронова, зам главного редактора «Бестселлеров IT-рынка»


В октябре 2012 г. компания Gartner опубликовала результаты очередного исследования рынка ECM (Enterprise content management) за 2011-2012 гг. Согласно данным Gartner, рынок ECM продолжает демонстрировать активный рост: мировой объем продаж ПО ЕСМ в 2011 г. вырос на 11.1% до уровня 4.3 млрд долл. Многие предприятия уже используют далеко не только базовые возможности ECM (такие, как безопасное хранение файлов в организованных библиотеках), но и более развитой функционал, отвечающий серьезным запросам современного бизнеса и эффективности его ведения. Кстати, ECM- решения, отвечающие нуждам бизнеса, Gartner определяет как составные приложения управления контентом (CCA, composite content applications), и именно эти решения станут одним из основных драйверов дальнейшего роста рынка ECM, поскольку прогнозируется спрос на CCA множества различных типов.

Помимо фокуса на бизнес-решения Gartner также отмечает рост числа ECM-вендоров, предлагающих законченные легкие cloud-решения (взамен популярной ранее среде обмена файлами в облаке, что является лишь фрагментом полной ECM-функциональности), отвечающие нуждам развивающихся рынков. К числу таких вендоров Gartner относит компанию EMC (купившую Syncplicity), Oracle (предлагающую Oracle Social Network) and Open Text (представившую облачный продукт Tempo). Интересно, что подобные решения нацелены на пользователей новой генерации, которые любят синхронизировать файлы со своих мобильных устройств и учаёствовать в коллективной корпоративной работе, где бы они ни находились. Способность взаимодействовать с мобильными устройствами может в ближайшие несколько лет стать общей (стандартной) чертой ECM-систем. Так что ECM-платформы все чаще будут применять не только во внутренних административных сетях, но и на мобильных устройствах. Прежде чем рассматривать этот рынок, необходимо дать определение и его самого, и компонентов, его составляющих.

Определения

Gartner отмечает, что Enterprise content management (ECM) можно рассматривать и как стратегический подход к управлению информацией, и как комплект программных и инструментальных средств:

  • как стратегический подход ECM может помочь предприятиям управлять контентом и, благодаря этому, повысить эффективность бизнеса, облегчить возможности совместной работы и упростить обмен информацией.

  • как комплект программных средств ECM включает набор возможностей и/или приложений для управления жизненным циклом контента, все из которых взаимосвязаны и взаимодействуют, но могут также продаваться и использоваться самостоятельно.

К основным компонентам ECM-пакета Gartner относит следующие: управление документами (Document management), управление образами документов (Image-processing applications), управление потоками работ и управление бизнес-процессами (Workflow/business process management (BPM), управление записями (Records management), управление web-контентом (Web content management, WCM), управление социальным контентом (Social content), а также расширенные компоненты (Extended components). Поясним две последние позиции.

  • Управление социальным контентом служит для совместной работы с документами и обмена ими и управления знаниями, а также для поддержки групп, работающих над конкретным проектом. Сюда же отнесены поддержка блогов, «вики» (wikis) и других онлайн-взаимодействий. Социальный контент, включая видео, — наиболее быстроразвивающаяся категория среди нового контента на предприятиях и в организациях. Раньше этот ECM-компонент назывался «document collaboration», но теперь дано новое название — социальный контент (social content), что должно отражать более широкую аудиторию его «потребления» и увеличение разнообразия типов контента.

  • Расширенные компоненты могут включать один или несколько из числа следующих: система управления цифровыми ресурсами (digital asset management, DAM), система создания документа (document composition), электронные формы (e-forms), поиск контента и его аналитика, архивирование email и другой информации, управление массивами email и интегрированные «коробочные» приложения.

Кто в квадранте?

Помимо общих тенденций развития рынка Gartner также представила свой «магический квадрант» распределения на ЕСМ-рынке основных вендоров по состоянию на конец октября 2012 г. Увы, российских компаний в нем пока не появилось. Как видим, основная масса компаний попадает в сектор нишевых игроков. А среди ведущих зарубежных, попавших в сектор «лидеры», почти сплошь американские — IBM, EMC, Microsoft, Oracle, Open Text, Hyland Software (см. рисунок). По сравнению с аналогичным квадрантом годовой давности сектор лидеров по набору вендоров остался тем же самым, лишь немного изменилось их местоположение внутри сектора.



21.gif

Рисунок. «Магический квадрант» мирового рынка ECM

Источник: Gartner, октябрь 2012.

При построении магического квадранта аналитики Gartner давали разный вес различным компонентам ЕСМ-систем:

  • Управление документами: 15%

  • Управление образами документов: 18%

  • Управление потоками работ и управление бизнес-процессами: 22%

  • Управление записями: 13%

  • Управление web-контентом (WCM): 7%

  • Управление социальным контентом: 15%

  • Расширенные компоненты: 10%

Разберем факторы успеха пятерки лидеров (из шести мы рассматриваем пять вендоров, широко известных на нашем рынке) и основные сильные и слабые места в их работе на сегодняшний день, в оценке Gartner.


Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.