Экспорт программного обеспечения (ПО) и услуг по его разработке из России начинает свой отсчет с конца 80-х годов. Практически в этом году мы можем отмечать двадцатилетие с начала этого любопытного процесса. Многие из тех компаний, которые начинали свой путь двадцать лет назад, уже исчезли с рынка или изменили свои названия на иностранные. Но до сих пор еще можно найти фирмы, имеющие дату регистрации 1989–1991 гг., т. е. еще даже до начала рыночной экономики.

Первые годы никому не приходило в голову отслеживать динамику роста экспорта ПО и услуг по его разработке. C 2004 г. РУССОФТ начал регулярно проводить замер рынка. Именно данные РУССОФТ стали основой определения состояния экспортной индустрии в России для многочисленных аналитических агентств.

На рис.1 представлены данные по общему объему экспорта ПО и услуг по его разработке из России с 2004 по 2008 гг. и прогнозы экспорта на 2009 г. Как видно из рисунка, рынок рос стабильно быстрыми темпами, примерно 40—50% в год. Всего за шесть последних лет экспорт ПО из России вырос почти в 8 раз.

Рис. 1. Рост объема экспорта ПО и услуг по его разработке.

Для того чтобы лучше понимать, где же мы находимся в мировой табели от рангах, нельзя удовлетворяться относительными данными, лучше сравнить абсолютные результаты экспорта России и других стран. Начнем с Восточной и Центральной Европы. В течение долгих лет не слишком дружественные к России аналитики с некоторым пренебрежением отмечали место России на рынке разработки ПО где-то в середине списка стран Восточной Европы. Однако рис. 2, представленный одной из ведущих индийских аналитических компаний Zinnov, показывает, что по объему экспорта ПО в 2008 г. Россия уверенно обогнала все другие страны Восточной и Центральной Европы, практически имея такой же объем экспорта, как все остальные страны региона, вместе взятые. Из 10 ведущих поставщиков услуг из Центральной и Восточной Европы 7 компаний представляют Россию (Luxoft, EPAM Systems, Exigen Services, MERA Networks, Auriga, Reksoft, DataArt), еще 2–3 — Беларусь и Украину. Всего же в настоящее время в НП РУССОФТ входит порядка 60 компаний — разработчиков ПО.

Рис. 2. Объем ИТ-экспорта в основных странах Центральной и Восточной Европы.

Фактически для Европы и Европейского Союза Россия (а еще правильнее — вместе с Беларусью и Украиной) является огромным источником человеческого ресурса, интеллекта и знаний в области разработки ПО, который способен обеспечить Европе в целом необходимый уровень конкурентоспособности на мировом рынке в борьбе с Индией, Китаем, США и Японией.

Структура рынка

В структуре экспорта ПО из России можно выделить три основные группы экспортеров (рис. 3):

  1. поставщики услуг по разработке ПО;
  2. производители и поставщики лицензионных программных продуктов;
  3. центры НИР и центры разработки ПО крупных зарубежных компаний.

Рис. 3. Структура рынка экспорта ПО из России.

Поставщики услуг стали первыми и наиболее значимыми нашими экспортерами, поскольку для своей работы не требовали ни знания неведомого нам тогда зарубежного рынка ПО, ни длительного периода инвестиций в проведение НИР и создание собственного программного продукта. Единственное, что им было нужно, — найти заказчика услуг по разработке ПО со спецификацией его проекта и человеческий ресурс в России, способный разработать программу в соответствии с этой спецификацией. Однако так продолжалось недолго. Конкуренция и более высокое качество (и соответственно — стоимость) ресурса в России заставила наши компании развиваться в первую очередь в нишу высокотехнологичных разработок, все больше смещаясь в сторону НИР, ИТ-консалтинга и софтверной инженерии.

Продуктовым компаниям потребовалось больше времени, для того чтобы освоиться на глобальном рынке ПО. Зато в последние годы, с ростом ИТ-рынка в России, они смогли накопить достаточные ресурсы, чтобы уверенно продвинуться и на мировом рынке. В течение 2005–2008 гг. объем экспорта этого сектора индустрии разработки ПО рос быстрее, чем других секторов, и его доля в суммарном экспорте ПО из России за три года выросла на 10%. Среди лидеров — компании Kaspersky Lab, ABBYY, CBoss, Parallels, PROMT, Paragon, Speech Technology Center.

Еще один экспортный сектор разработки ПО — сектор центров разработки зарубежных корпораций в России — начал свой отсчет с 1995 г., когда был создан первый крупный центр разработки — компании Motorola в Санкт-Петербурге. Доля экспорта этого сектора остается стабильной на протяжении ряда последних лет, немного уступая позиции производителям программных продуктов. Здесь основные игроки — Intel, Sun Microsystems, Motorola, HP, IBM, Quest, T-Systems, EMC, Alcatel...

Влияние кризиса

Рассматривая динамику объема экспорта ПО и услуг по его разработке в 2007—2008 гг. и глядя на прогнозы респондентов опроса РУССОФТ на 2009—2010 гг., можно сказать, что мировой финансовый кризис не обошел стороной и нашу индустрию. Только 4% опрошенных компаний заявили, что кризис пошел им на пользу и способствовал росту их бизнеса и экспорта. Порядка 13% сообщили, что кризис не оказал на них серьезного влияния, но 68% респондентов высказались негативно о влиянии кризиса на их бизнес и 20% сказали, что кризис оказал на их бизнес крайне негативное воздействие.

В целом из-за кризиса рост экспорта ПО и услуг по его разработке в 2008 г. составил всего порядка 20% (вместо обычных 40—50%). Еще хуже ожидаются дела в текущем году: по самому негативному сценарию в 2009 г. можно ожидать отсутствие роста экспорта, а по оптимистичному сценарию его объем вырастет на 10% и составит 3 млрд долл. Таким образом, мировой финансовый кризис уже привел к торможению развития российского экспорта ПО на 1—2 года.

Вместе с тем его воздействие оказалось не таким катастрофичным, как это казалось в конце 2008 г., когда можно было слышать о полном параличе новых инвестиционных проектов по всему миру, что означало остановку любых новых сервисных проектов. На деле сервисный бизнес быстро перегруппировался и нашел новые ниши на рынке. К тому же увольнение большого числа разработчиков из ИТ-подразделений компаний самых разных вертикальных секторов экономики привело к тому, что сервисные (да и продуктовые) компании получили возможность провести реструктуризацию своего персонала и освободиться от относительного «балласта». В результате их кадровая политика претерпела позитивные изменения и позволила сделать бизнес более эффективным. Вместе с тем из 20 крупных компаний-экспортеров только шесть заявили о том, что планировали увеличить набор персонала в 2009 г. В целом же индустрия сумела приспособиться и удержаться на уровне объемов экспорта прошлого года.

Еще одним немаловажным фактором, снизившим последствия кризиса для российских экспортеров ПО, стала последовавшая за кризисом девальвация национальной валюты, которая помогла сервисным компаниям отбиться от неожиданно появившихся конкурентов из США и стран Европы.

Говоря о географическом распределении экспорта российской индустрии разработки ПО, можно констатировать, что США остаются главным рынком для компаний из России. В то же время значительно возрастает роль рынка немецкоязычных стран, в первую очередь — Германии. Третьим по величине экспортным рынком является Северная Европа, которая во многом связана с Россией благодаря географической близости к Санкт-Петербургу. В последние годы, в связи с бурным ростом ИТ-рынка в странах СНГ, рынки Украины, Казахстана, Узбекистана, Беларуси также становятся все привлекательнее для российских экспортеров.

Перспективы

С учетом стабилизации экономической ситуации в мире (особенно — в Европе), перспективы восстановления докризисных темпов роста индустрии разработки ПО в последние месяцы существенно улучшились. Появились новые направления маркетинга — страны БРИК и СНГ, лучше других справляющиеся с кризисом и предоставляющие российским компаниям новые возможности, объясняемые непредвзятостью рынка к российским продуктам. Благодаря сочетанию указанных выше благоприятных факторов уже в 2010 г. участники нашего опроса ожидают роста экспорта примерно на 20%.

Вместе с тем даже в случае благоприятной международной конъюнктуры рост экспорта ПО из России имеет объективное ограничение, связанное с недостаточной эффективностью воспроизводства человеческого ресурса высшей школой и с последствиями антикризисной политики российского государства.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.