В прошлые годы в технологическом развитии цифровых фотокамер происходили действительно революционные прорывы – возможность съемки под водой на глубине до нескольких метров без использования дорогого аквабокса, скоростная съемка. При изучении маркетинговых описаний и технических характеристик новинок первого полугодия 2009 г. сложилось впечатление, что технологическое развитие рынка замедлилось. Мы так утверждаем по небольшому прибавлению в этот период действительно революционных функций фотокамер.

Правда, несмотря на это, на рынке появилось внушительное число новых моделей (больше, чем полугодием ранее). Основная причина в том, что в тот период продавалось крайне мало новинок от компаний Sony и Samsung, а в первой половине текущего года они на двоих «выдали» почти в три раза больше новинок, чем в предыдущем полугодии. Это подтверждает наше предположение о том, что сезонный фактор выражается все сильнее.

Технологические тенденции

В данном случае вполне можно использовать дежурную фразу «в рассматриваемый период продолжили свое развитие тренды, заложенные ранее». И тут никак не обойдешь тенденцию непрекращающегося увеличения разрешения светочувствительной матрицы в любых аспектах. Уменьшается количество компактных фотокамер с разрешением матрицы менее 9 Мп и растет их число с матрицей 10 и 12 Мп (количество камер с разрешением матрицы более 12 Мп осталось без изменений). Как следствие, увеличиваются доли 10- и 12-Мп фотокамер в структуре товарного предложения (рис. 1). В результате увеличилось среднее разрешение в товарном предложении компактных камер (рис. 2). Кстати, впервые число моделей камер одного разрешения – 10 Мп – в товарном предложении превысило 100.

Рис. 1. Динамика структуры товарного предложения цифровых камер по разрешению матрицы (без учета зеркальных камер) по полугодиям.

Рис. 2. Среднее разрешение матрицы в товарном предложении компактных камер.

Мы уже давно не высказываем оптимизма по поводу тенденции наращивания количества мегапикселов. Кроме совершенно ненужного порой роста размера файла со снимком у большего разрешения может быть еще один минус. Ни для кого не секрет, что при прочих равных (размер матрицы, процессор обработки изображения, оптика объектива и пр.) по причине большего размера самого пиксела соотношение сигнал/шум у фотокамеры с меньшим разрешением будет выше, а, следовательно, и снимок качественнее. Соответственно, чтобы при повышении разрешения матрицы уровень шумов не повысился, необходимо увеличить размер матрицы (или, другими словами, уменьшить знаменатель x в дроби вида 1/x). В связи с этим, начиная с этого обзора, мы ввели дополнительный столбец в наших таблицах – физический размер матрицы. Заметим, что в сегменте фотокамер для требовательных пользователей (табл. 3) присутствуют камеры без выдающихся технических характеристик, таких как фактор зума, размер ЖК-дисплея и т. п. и имеющих как раз больший на фоне остальных размер матрицы.

Несомненно, улучшились сами матрицы, совершеннее стали процессоры обработки изображения, чище стала оптика и т. д., однако в очередной раз мы утверждаем: рост числа мегапикселов – это не самый лучший путь развития рынка цифрового фото. Хотя, скорее всего, вендоры уже просто не могут отказаться от гонки мегапикселов. При этом мы ни в коем случае не призываем на 100% полагаться на значение физического размера матрицы. Во-первых, вендор может указать немного не то, что нужно. Во-вторых, зачастую матрицы в камерах разных вендоров при одинаковых характеристиках могут отличаться по качеству, так что, может быть, сравнивать матрицы по размеру и разрешению бессмысленно. В данном случае мы всего лишь хотели отразить проблему в применении к отдельным вендорам.

Максимальный размер ЖК-дисплея компактных камер также не изменился (3,5 дюйма). Да и расти-то ему, можно сказать, некуда – дисплей такого размера почти полностью занимает заднюю панель соответствующего аппарата. В классе зеркальных камер вообще не бывает ЖК-дисплеев более 3,0 дюймов – кроме непосредственно него самого, на задней панели необходимо разместить множество кнопок управления, и так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Большое количество новинок от нескольких компаний – лидеров рынка обладают функциями автоматического выбора режима съемки вплоть до автоматического включения режима «макро». Такая автоматизация – результат встроенной функции анализа пространства кадра, яркости, контрастности и общего фона.

Постепенно увеличивается роль программ при обработке отснятых фотографий: корректируются глубокие тени недоэкспонированных изображений, изображения, «заваленные влево или вправо», выравниваются путем обрезания лишних углов. Ранее для преобразования источников света (например, ламп или фейерверка) в звездочки и т. п. приходилось использовать специальные фильтры, теперь в некоторых новинках это также можно делать программно.

В некоторых фотокамерах реализована возможность просмотра снимков в интерактивном режиме за счет некоторого движения камеры. Нам кажется, что ранее существовавший тип прокрутки снимков (кнопками) более удобен, но, может быть, тут в первую очередь говорит привычка.

Статистика и новинки

Товарное предложение рынка цифровых фотокамер первого полугодия 2009 г. насчитывало 308 моделей (277 компактных камер и 31 – со сменным объективом). Это более чем на 50 больше, чем во втором полугодии 2008 г., а по сравнению с первым полугодием 2008 г. разница всего на 15. Новинок в первой половине 2009 г. меньше, чем в аналогичном периоде 2008-го: 84 компактных и 7 зеркальных камер против 90 и 11 моделей соответственно. А увеличенное общее количество моделей в H1’09 позволяет предполагать, что ожидания производителей по продажам в конце 2008 г. не сбылись, и часть моделей перекочевала из IV квартала 2008 г. в 2009-й. Напомним, что мы анализируем только реально продававшиеся модели.

Лидером по числу новинок (компакты + зеркальные камеры) стала компания Olympus (15 моделей), далее идет Sony (14), у Samsung и Panasonic по 12, Canon – 11. Самые широкие продуктовые линейки у Canon и Sony (по 38 моделей), портфель Samsung включал 35 фотокамер, Olympus – 32.

Если рассматривать отдельно сегмент зеркальных камер, больше всего новых моделей у Olympus и Sony – по две, у Canon, Nikon и Pentax – по одной. Рассмотрим некоторые наиболее интересные новинки поподробнее.

Компания Canon на замену модели 450D выпустила камеру EOS 500D. Новинка имеет матрицу 15 Мп и разрешение ЖК-дисплея 920 тыс. точек против 12 Мп и 230 тыс. точек у предшественницы. Компания Sony выпустила две новые зеркалки: Alpha DSLR-A230 и Alpha DSLR-A330, которые от предыдущих моделей (Alpha DSLR-A200 и Alpha DSLR-A300) отличаются поддержкой карт памяти SD/SDHC (вместо CompactFlash) и меньшим весом.

При описании новинок в сегменте компактных камер, прежде всего стоит обратить внимание на полное обновление модельных рядов Samsung: вместо линеек D, S, i, L, M, NV компания выпустила серии ES, IT, PL, ST, WB. Подобная перемена позволила компании не только выйти на первое место по продажам второго квартала (в натуральном исчислении), но и увеличить средневзвешенную стоимость продаж камер.

Компания Canon выпустила PowerShot A480 как продолжение бестселлеров прошлых лет – A470, A460. Однако пока высокая цена этой камеры и остатки в канале ее предшественницы – A470 – не позволили ей вмешаться борьбу за подобный титул в первых кварталах текущего года.

Всего в таблицах 1–5 присутствуют модели от 16 вендоров, что на единицу меньше, чем в предыдущем периоде. Мы добавили продукцию Polaroid, о которой упоминали в предыдущей товарной статье по рынку фотокамер и не вносили по причине небольших продаж (поэтому модели этой компании новинками не являются). В свою очередь мы удалили модели от марок Fly и Sanyo, они еще встречаются в канале продаж, но на фоне прошлых лет по показателю продаж уже малозначимы.

Если рассматривать рынок в целом, а не только компактные камеры (как на рис. 2), то на наиболее распространенные 10-Мп камеры приходится 38% предложений (годом ранее доля лидера того периода – 8 Мп – составляла лишь 30%). На 8 и 12 Мп в первой половине 2009 г. приходилось 23 и 18% соответственно.

Теперь обратимся к различным категориям компактных камер (табл. 1–4). Не секрет, что производителям гораздо интереснее продавать больше дорогих аппаратов, к которым относятся камеры для требовательных пользователей и стильные ультракомпактные камеры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основное число новинок (особенно это касается продукции лидеров рынка) появляется в указанных сегментах. При этом классы начального и среднего уровней не истощаются до конца, так как получают устаревшие модели из «верхних» сегментов, плюс на рынок выходят новинки от компаний второго эшелона. Лидеры также выпускают небольшое количество новинок для данных сегментов – нельзя же оставлять совсем без внимания потенциального покупателя, выбирающего первую камеру.

В сегмент начального уровня мы отнесли 54 камеры, это больше, чем в предыдущем полугодии, на 5 моделей, однако новинок в рассматриваемый период было меньше: 8 против 12. Сократилось число новинок и в сегменте среднего уровня: 6 против 12, да и сам сегмент «похудел» с 38 до 32. В сегменте фотокамер для требовательных пользователей появилось 29 новых моделей против 24 полугодием ранее, в абсолютном выражении он увеличился с 58 до 80 единиц. В сегменте ультракомпактных камер 41 новинка (ранее было 30) и в целом он расширился с 81 до 111 моделей.

Из-за установленных рамок обзора в таблицы не вошли новинки, представленные в III квартале 2009 г., а также модели, которые были анонсированы в рассматриваемый период, но продажи которых так и не начались. Они будут рассмотрены в нашем следующем обзоре.

* Данный материал охватывает первое полугодие 2009 г. и продолжает серию обзоров формата «Анализ товарного предложения на рынке цифровых фотокамер». В него включены актуальные на отечественном рынке модели, основой для включения которых служили уровень представления в рознице и данные о реальных продажах.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.