Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2008 г.

Компьютеры

По данным ITResearch, в 2008 г. было продано около 9,4 млн компютеров: 3,5 млн ноутбуков (без нетбуков), 5,9 млн десктопов (включая значительный «самосбор») и 190 тыс. серверов стандартной архитектуры.

По отношению к 2007 г. рынок десктопов показал почти 12%-ное снижение, но ноутбуки суммарно выросли почти на 36%, что полностью скомпенсировало уменьшение продаж настольных ПК. Серверный сегмент вырос на 9,3%. В итоге рынок компьютеров по году закрылся даже в небольшом плюсе (1,6%), несмотря на то, что в IV квартале падение рынка десктопов составило примерно 32%, а ноутбуков — 5%.

В 2008 г. десктопы оставались основным сегментом рынка компьютеров, и по-видимому, наступление ноутбуков может временно притормозиться. Дело в том, что из-за проблем розничных сетей и затруднений с потребительским кредитованием именно ноутбуки оказались под наибольшим давлением. Десктопы же, во-первых, как продукт, имеющий большее присутствие на рабочих местах организаций, а, во-вторых, как все же более доступная и дешевая продукция, которую можно собрать «на коленке», во время кризиса имеют преимущество.

Динамика соотношения настольных и мобильных ПК в натуральном выражении.

Лидерами по итогам года в сегменте настольных ПК стали компании* Acer, Depo, HP, K-Systems, Kraftway. Из них компания Acer впервые вошла в пятерку. Суммарная доля Top5 составила 18,5%.

Среди производителей ноутбуков лидировали* Acer, Asus, HP, Samsung, Toshiba. В сумме они продали 77,2% от всех ноутбуков. При этом конкуренция внутри лидирующей группы в 2008 г. явно усилилась. Новичок в этом списке — HP.

В области серверов ведущими поставщиками стали Depo, Etegro, HP, IBM, Kraftway. Их общая доля составила 75,2%, но внутри этой группы отрыв HP и IBM от остальных игроков как раз увеличился.

Следует отметить, что во всех сегментах наблюдался процесс увеличения суммарной доли лидирующих производителей.

Устройства hardcopy

Принтеры и МФУ. Значительное ослабление спроса, вызванное общеэкономическими трудностями и особенно заметное в конце 2008 г., привело к снижению общих показателей продаж принтеров и МФУ по сравнению с 2007 г. В целом количественный объем этого рынка сократился на 10% и составил 4,75 млн устройств. В денежном выражении продажи уменьшились на 5,4% (до 1,03 млрд долл.). Отрицательная динамика рынка почти полностью определилась спадом в сегменте принтеров (на 20% в штучном выражении), в то время как настольным МФУ удалось удержаться в положительной зоне (+2,8%). Это произошло прежде всего за счет сегмента струйных устройств, оказавшегося единственным, в котором продажи по сравнению с 2007 г. увеличились. В целом за год настольные МФУ составили уже больше половины (51,4%) всех проданных печатающих устройств.

По общему объему продаж по-прежнему лидировали компании* Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.

Сканеры. Кризисные явления усилили спад и на рынке планшетных сканеров, снижение продаж которых наблюдается уже четвертый год подряд. В 2008 г. объем рынка в натуральном выражении составил чуть больше 440 тыс. шт. (на 24% меньше, чем в 2007 г.), а денежный объем продаж оказался на уровне 2002 г. (58 млн долл.). Больше всего снизился спрос на модели нижних ценовых категорий, в которых конкуренция со стороны настольных МФУ проявляется наиболее сильно. В то же время продажи планшетных сканеров стоимостью выше 200 долл., где представлено большинство офисных моделей, предназначенных для оцифровки документов и выполнения графических приложений, остались практически на уровне 2007 г.

Наблюдаемый уже несколько лет процесс консолидации рынка сканеров в прошлом году усилился, причем суммарная доля трех ведущих производителей* — Canon, Epson и HP — возросла до 85%.

Копиры. В 2008 г. на российском рынке было продано около 185 тыс. копировальных устройств, что в денежном выражении составляет 261 млн долл. Более 94% рынка в деньгах пришлось на сегмент цифровых устройств. В штуках продажи цифровых и аналоговых копиров составляют 70 и 30% соответственно. По количеству проданных устройств в первую тройку, как и годом ранее, входят* Canon, Kyocera и Xerox.

Общий объем рынка опций также сократился, примерно на 20%.

Картриджи. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 27,2 млн шт. в натуральном выражении и 1340 млн долл. в денежном. По сравнению с 2007 г. рынок увеличился соответственно на 15 и 30%.

В первых трех кварталах 2008 г. динамика продаж лазерных и струйных картриджей была положительная. Это позволило рынку, даже несмотря на отрицательную динамику IV квартала в обоих сегментах, остаться в плюсе относительно 2007 г.

Совместимых картриджей (имеются в виду струйные картриджи для принтеров Canon и Epson) было продано 5,6 млн шт. на сумму 25,8 млн долл.

Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер в 2008 г. было продано около 5,0 млн устройств на сумму 1,4 млрд долл. В количественном измерении рынок вырос менее чем на 3%. Лидером продаж по разрешению светочувствительной матрицы стали 8-Мп устройства.

По количеству проданных устройств в ведущую пятерку входят* Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony, на долю которых пришлось чуть более 82% всех продаж в натуральном исчислении.

Устройства визуализации

Мониторы. Объем российского рынка мониторов по итогам 2008 г. составил 7,3 млн шт. на сумму 1,97 млрд долл. Рынок показал падение по сравнению с 2007 г. почти на 10% как в натуральных, так и в денежных показателях. Мониторы стагнировали почти весь год, а кризисный IV квартал и вовсе подкосил отрасль. В конце года у некоторых вендоров поставки мониторов практически прекратились и распродавались только складские запасы дистрибьюторов.

За год доля 17-дюйм мониторов упала на 18%, доля 19-дюйм стандартного формата упала всего на 2%. Значительный рост наблюдался в сегменте 19-дюйм широкого формата — на 10% и в сегменте мониторов с диагональю 22 дюйма и выше — на 8,5%.

Лидирующие вендоры пострадали меньше, чем компании второго эшелона, которыми, очевидно, дистрибьюторы занимались в остаточном режиме. В результате резко выросла концентрация рынка. Соответствующий индекс за год вырос с 0,18 до 0,22, сигнализируя о резком снижении интенсивности конкуренции. Если год назад на этом рынке наблюдалось около 20 вендоров, то сейчас с трудом набирается 15.

В 2008 г. лидером российского рынка осталась компания Samsung, в ведущую группу входят также* Acer, BenQ, LG и ViewSonic. На долю данной группы компаний пришлось почти 86% рынка.

Мультимедийные проекторы. Емкость рынка мультимедийных проекторов в 2008 г. превысила 145 тыс. устройств, что всего на 9% больше, чем годом ранее. В этот раз рост данного сегмента был значительно меньше, чем в 2007 г., когда продажи выросли на 48% (в предыдущие годы также был сравнимый рост). Однако следует отметить, что по итогам первых трех кварталов года рынок рос почти на 27%, но снижение в IV «кризисном» квартале неблагоприятно повлияло на динамику года в целом.

Из технологических тенденций отметим продолжающийся рост доли XGA-устройств, превысивших по итогам года 63% в натуральном выражении, в то время как продажи проекторов с базовым разрешением SVGA снизились до 29%.

Доля DLP-устройств продолжает доминировать в продажах проекторного оборудования, хотя за 2008 г. снизилась еще на два процентных пункта.

Лидером рынка по итогам года является компания Epson. В «тройку» входят также компании* Acer и BenQ.

Плазменные телевизоры. В 2008 г. было продано более 560 тыс. плазменных телевизоров на сумму свыше 890 млн долл., что делает этот рынок одним из самых крупных. В прошедшем году это была чуть ли не единственная отрасль, которая показала увеличение темпов роста. По сравнению с 2007 г. продажи выросли примерно на 90%, в первую очередь — благодаря увеличению доступности и более чем 30%-ному снижению стоимости. Даже в IV квартале продажи плазменных телевизоров шли неплохо, поскольку за счет привлекательной стоимости они «отъедали» часть рынка у ЖК-телевизоров.

Вместе с тем такой взрывной рост данного рынка был обусловлен только лишь ценовыми факторами и увеличением сегмента малобюджетных пользователей, а не расширением «органичного» сегмента — ценителей кино. На это указывает и рост продаж маленьких аппаратов с диагональю 32 дюйма.

Несмотря на то что лидером отрасли по итогам года опять была марка Panasonic, компании* LG и Samsung ощутимо сокращают отставание. На долю лидирующей тройки в сумме пришлось почти 83% продаж.

Информационные панели. Рынок информационных панелей (ЖК и плазма с диагональю свыше 32 дюймов для профессионального применения) в 2008 г. составил почти 12 тыс. устройств на сумму около 37 млн долл. Это на 20% меньше натуральных показателей 2007 г. и на 32% — меньше денежных. Различие в динамике обусловлено почти 15%-ной денежной эрозией устройств: по итогам года их средневзвешенная стоимость составила 3,1 тыс. долл.

Последний квартал года был очень непростым для поставщиков профессиональных панелей. Кризис заставил многих клиентов отказаться от реализации своих проектов, что повлекло за собой значительное падение отрасли. Если во II и III кварталах рынок шел с небольшим опережением (порядка 5%) к показателям 2007 г., то в IV квартале продажи составили всего 59% от аналогичного квартала 2007 г.

Тенденцией 2008 г. было то, что ЖК-панели вырвались вперед, составив в Ш квартале около двух третей рынка. Однако в IV квартале они и упали наиболее стремительно, при существенно меньшей эластичности по плазме, что в первую очередь было обусловлено более высокой стоимостью ЖК-устройств. Продолжается смещение рынка в сторону больших диагоналей, за год подсегмент панелей 46 дюймов и более увеличил долю до 26%. Однако основными на этом рынке пока остаются 42-дюйм панели.

Наиболее активными игроками данного сегмента являются компании* LG, NEC, Panasonic и Samsung.

Жидкокристаллические телевизоры. Российский рынок ЖК-телевизоров продолжал активно расти, и по итогам года продажи составили 4,3 млн устройств, показав почти 60%-ный рост относительно 2007 г. В денежном выражении рынок почти достиг отметки в 4 млрд долл. Средневзвешенная стоимость снизилась до 930 долл., что на 16% ниже уровня 2007 г. Данной положительной динамике продаж способствовал значительный спрос на ЖК-телевизоры, обусловленный заменой ЭЛТ-аппаратов и достижением в 2008 г. привлекательных ценовых уровней, который не смогли сразу «сломать» произошедшие в конце года падение покупательской способности, проблемы розничных сетей и проблемы с потребительским кредитованием.

Безусловными фаворитами рынка остались 32-дюйм аппараты. Наиболее активный рост наблюдался в сегменте аппаратов Full HD (1920x1080), которые имеют диагональ от 32 до 70 дюймов, — их доля по итогам года достигла почти 14% рынка в натуральном выражении.

Лидером этого сегмента стала компания Samsung, в ведущую группу поставщиков ЖК-ТВ входят компании* BBK, LG, Philips, Sharp, Sony и Toshiba.

Цифровые видеокамеры. На рынке цифровых видеокамер было продано около 0,68 млн устройств на сумму 415 млн долл. Доля DVD-камер, которая росла практически на протяжении всего 2007 г. и лишь чуть-чуть снизилась в IV его квартале, в 2008 г. уже явно падала, разница доли в IV и I квартале составила более 10%. Активно снижалась доля miniDV-камер, в IV квартале в количественном измерении она не превышала 10%. Как и ранее, доли HDD- и Memory-камер продолжили рост. Доля видеокамер с возможностью записи HD-видео неизменно росла, в 2008 г. в деньгах на HD-камеры пришлось более пятой части всего рынка.

ИБП

На российском рынке ИБП в 2008 г. было продано около 2,7 млн устройств на сумму более 470 млн долл. Это меньше показателей 2007 г. на 12 и 1% соответственно. Различная динамика натуральных и денежных показателей обусловлена тем, что продажи массовых устройств просели больше, чем проектная составляющая рынка. Кроме того, сыграло роль подорожание ИБП, вызванное повышением стоимости сырья.

Как и в других отраслях, вплоть до IV квартала рынок ИБП показывал рост, но затем последовало падение продаж на 42% в натуральном выражении. Тотальное снижение продаж массовых устройств, на наш взгляд, было обусловлено сочетанием трех факторов: снижение активности и надежности розничных сетей; естественное понижение спроса конечных потребителей; снижение спроса на оборудование, которое не является первостепенным, в частности на ИБП. Корпоративная составляющая рынка ИБП в целом чувствовала себя лучше, что связано с большей инерционностью этого сегмента, обусловленной длинными сроками реализации многих проектов.

Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman. Следует отметить, что вторая из этих компаний практически сравнялась с APC по продажам в штучном исчислении, однако в денежных показателях доля APC еще недостижима для конкурентов, хотя и снизилась за последний год до уровня ниже 50%. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC ощутимы позиции компаний* Chloride, Eaton, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Neuhaus, Newave и Socomec UPS.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

При перепечатке данного материала или его фрагментов ссылка на «Бестселлеры IT-рынка» обязательна.

Координаты аналитической компании ITResearch: тел.: (495) 974-2260; e-mail: expert_market@itresearch.ru; http://www.itresearch.ru

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.