Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2014 г.

Компьютеры

В 2014 г. в России было продано 8625 тыс. компьютеров. В эту сумму включены настольные ПК (включая AIO) и мобильные ПК. В натуральном выражении рынок снизился на 21%, почти как и в 2013 г.

Десктопов было продано 3170 тыс. шт. (снижение на 16%). Ноутбуков же было продано всего 5455 тыс., что соответствует падению на 24%. Таким образом, доля настольного сегмента увеличилась до 37%.

Продажи компьютеров-моноблоков (AIO) достигли 430 тыс. штук, а их доля среди настольных ПК достигла 14%. (+1% к 2013 г.). В итоге AIO чувствуют себя лучше, чем любой другой подсегмент рынка ПК, но падение объемов наблюдается и здесь.

В сегменте десктопов в лидирующую пятерку по итогам года вошли* Acer, Depo, DNS, HP и Lenovo. Лидерам удалось продать почти 41% всех десктопов.

Среди производителей ноутбуков лидировали* Acer, Asus, Dell, HP и Lenovo. В сумме эти компании продали 89% всех мобильных ПК, что является наивысшим показателем за все годы наблюдений.

Планшетные компьютеры

По итогам 2014 г. в Россию было отгружено 9,5 млн планшетов. В натуральном выражении рынок снизился всего на 0,5%, хотя в течение года он был в основном в негативной фазе, и ожидалось более внушительное снижение. Ударные распродажи декабря, вызванные «бегством из рубля», заметно вытянули продажи и позволили вендорам успеть загрузить канал.

В деньгах рынок составил 2,1 млрд долл., снизившись примерно на 17%. Из структурных сдвигов стоит еще отметить увеличение продаж планшетов с 3G, к концу года их доля превысила 80%. Также наблюдался рост продаж Windows-планшетов, но их вклад пока остается незначительным (около 2%).

Как и годом ранее, первое место осталось за Samsung, однако в целом компания довольно сильно сдала, и разрыв с занявшей второе место Lenovo уже практически отсутствует. На третьем месте Apple.

Принтеры и настольные МФУ.

В целом за 2014 г. было продано около 3.62 млн принтеров и настольных МФУ, что на 9.4% меньше, чем за 2013 г. При этом количественная динамика рынка в обоих сегментах оказалась практически такой же, что и в 2013 г.: −13,5% в принтерах и −6,7% в настольных МФУ. Однако в денежном выражении падение объема продаж (до 701.5 млн долл.) оказалось вдвое больше — 20.1%.

В лазерном сегменте было продано около 2,6 млн устройств, причем в структуре продаж продолжала увеличиваться доля настольных МФУ, падение продаж которых было меньше, чем в среднем по рынку.

В струйном сегменте было продано немногим более миллиона устройств, и по сравнению с 2013 г. падение спроса немного замедлилось.

В целом на рынке печатающих устройств лидировали компании* Canon, HP и Samsung, на долю которых пришлось около 70% всех продаж.

Сканеры

Рынок планшетных сканеров продолжал сжиматься, уступая своих потребителей сегменту настольных МФУ, и по глубине спада в 2014 г. мало отличался от предыдущего года. В целом за год было продано чуть больше 145 тыс. планшетников, что на 24% меньше, чем в 2013 г. В денежном выражении рынок сократился еще больше, на 32%, поскольку в структуре продаж вновь начала возрастать доля планшетных устройств начального ценового уровня.

В рыночных позициях тройки основных вендоров* Canon, Epson и HP существенных изменений не произошло: вместе они контролируют 90% рынка планшетных сканеров.

Объем продаж документ-сканеров в 2014 г. составил 39,4 тыс. устройств, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 4%, а в денежном выражении рынок уменьшился на 11,6%, до 42 млн долл. Если же выделить так называемую регулярную составляющую спроса, не учитывающую крупные тендерные закупки, то количество проданных в 2014 г документ-сканеров осталось примерно на уровне 2013 г.

Как и в 2013 г., половину проданных документ-сканеров составили продукты Canon, Fujitsu и Hewlett-Packard.

Мониторы

Всего за год было продано 3,39 млн мониторов на сумму в 552 млн долл. Снижение по сравнению с уровнем 2013 г. составило 18,4% в штуках и 25% в деньгах. Примечательно, что динамика натуральных показателей практически повторила негативную динамику 2013 г., а в деньгах падение даже ускорилось. Во многом это связано со значительной девальвацией рубля, наблюдавшейся в последнем квартале, который традиционно вносит значительный вклад в годовые показатели.

В расстановке сил между вендорами в 2014 г. произошло изменение состава тройки лидеров. На протяжении ряда лет компанию Samsung и Acer здесь составляла LG. Однако по итогам года она заметно сдала, и ее место заняла компания Philips. Концентрация на рынке снижается, и на тройку лидеров приходится всего около 45% всех продаж, а несколько лет назад их вклад составлял около 55-60%.

Информационные панели

Рынок инфопанелей в 2014 г. оказался одним из немногих, показавших позитивную динамику по итогам года. Всего в России было продано 34,1 тыс. информационных панелей (LFD с диагональю свыше 32 дюймов) на общую сумму 139,6 млн долл. В годовом исчислении увеличение продаж составило 4% в штуках и почти 15% в деньгах. Такое расхождение динамики связано с увеличением средневзвешенной стоимости панелей более чем на 10%, которое было обусловлено структурными сдвигами в сторону более дорогих решений.

В течение прошлого года только второй квартал был провальным, остальные оказались вполне удачными. Положительные результаты были обусловлены отличными результатами в сегменте панелей для видеостен, который сейчас однозначно является точкой роста, относительно неплохо продавались и массовые панели для Digital Signage, и интерактивные решения (включая столы).

Среди вендоров по-прежнему лидировала компания Samsung с долей около 50%. За ней традиционно следуют LG, NEC и Panasonic. В целом наблюдается усиление конкуренции и появление новых игроков (в том числе китайских с дешевыми моделями), поскольку существует множество ниш и небольших заказчиков.

Мультимедийные проекторы

За 2014 г. в России было продано 154 тыс. мультимедийных проекторов на сумму 159 млн долл. В натуральном выражении рынок снизился за год на 22,6%, а в денежном — на 18%. Выросла только средневзвешенная стоимость проекторов, составившая 1034 долл., которая увеличилась на 6%.

Снижение рынка проекторов прогнозировалось даже независимо от негативных факторов, связанных с девальвацией рубля, санкциями, кризисом и т. д., поскольку в 2013 г. наблюдались значительные отгрузки в сферу образования, а в 2014 г. эта составляющая рынка была несоизмеримо меньше. При этом ситуация в течение года неумолимо ухудшалась, и максимум падения наблюдался в декабре (-40%).

Основным технологическим трендом года следует считать повышение яркости проекторов. За год рыночная доля проекторов с яркостью 3000 лм и более увеличилась с 30 до 64%.

Тройка лидеров* все та же: Acer, BenQ, Epson. За ними следуют NEC, Panasonic и ViewSonic. Всего на данную группу приходится более 80% рынка в штуках и почти 70% в деньгах.

Картриджи

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ в 2014 г. снизился в количественном исчислении на 7,6% по сравнению с 2013 г. и составил 17,3 млн единиц.

В денежном выражении наблюдалось более ощутимое снижение: рынок сократился на 11,5% до уровня 965 млн долл. Связано это с некоторым уменьшением доли лазерных картриджей, которые традиционно дороже, чем струйные, а также с девальвацией рубля, снизившей долларовые цены на продукцию.

Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon, Epson и HP было продано 3,45 млн шт. на сумму около 17,3 млн долл. В целом наблюдалось относительно небольшое снижение: около 4% в шутках и 10% в деньгах. В соотношении брендов, для которых изготовляются данные картриджи, наблюдается тренд к росту доли HP, которая за год увеличилась на 5%.

Фотобумага

В 2014 г. на рынке листовой фотобумаги было продано 3,3 млн пачек на сумму 22,7 млн долл. По сравнению с 2013 г. рынок сократился на 6,5% в натуральном и на 3% в денежном выражении. Это несколько хуже, чем в 2013 г., когда был даже небольшой рост в деньгах.

В тройку лидеров по итогам года опять вошли компании* Epson, Lomond, Revcol, на них суммарно пришлось около 61% рынка в денежном выражении, что примерно соответствует уровню 2013 г.

ИБП

В 2014 г. на российском рынке ИБП было продано 1,55 млн устройств на сумму 390,5 млн долл. Таким образом, снижение рынка продолжилось. В натуральных показателях оно составило 20,6%, а денежных 22,5%, что заметно больше, чем годом ранее. Обращает на себя внимание, что в 2014 г. денежные показатели падали быстрее натуральных, тогда как в 2013-м наоборот. Это было связано с нараставшими проблемами в инфраструктурной части рынка, предельно чувствительной к бюджетным деньгам. Примечательно, что в штуках рынок ИБП. опустился даже ниже уровня кризисного 2009 г., хотя в деньгах оказался заметно выше за счет существенного сдвига в инфраструктурные решения.

Пятерка лидеров* в 2014 г. была традиционной: APC by Schneider Electric, Eaton, Ippon, Delta и Powercom, чья суммарная доля составила почти 80% в деньгах. При этом неплохие результаты показали также General Electric (в инфраструктурном сегменте) и Cyberpower (массовый рынок), вплотную приблизившиеся к лидирующей группе.

Подробнее об итогах 2014 г. в различных сегментах российского ИТ-рынка см. в журнале «Бестселлеры IT-рынка», 2015, № 1.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.