В минувшем году российские потребители купили значительно больше смартфонов, изготовленных под брендами российских компаний. В результате заметно упали продажи флагманов рынка, пишет журнал «Коммерсант-Деньги» со ссылкой на данные компании GFK. Аналитики компании отмечают, что покупатели стали обращать меньше внимания на бренд и выбирали гаджеты, ориентируясь на соотношение цены и качества.

По данным компании GFK, суммарная доля компаний Apple, Samsung и Nokia на российском рынке смартфонов за первые девять месяцев 2013 г. упала с 70 до 52,6%. Освободившуюся нишу заняли так называемые B-бренды – производители, не имеющие собственных уникальных разработок. Интересно, что подобная тенденция характерна и для глобального рынка смартфонов Самыми успешными на нашем рынке оказались три российские марки: Explay, "Мегафон" и Highscreen, они увеличили свои продажи в 24, 18 и 5 раз соответственно. Суммарно эти три бренда заняли более 6% рынка – долю, сопоставимую с HTC. Всего российские производители, по оценкам компании GFK, заняли 12% рынка в натуральном выражении, что больше, чем доля Apple.

Компания Explay, самый быстрорастущий российский производитель смартфонов, в 2011 г. начинала с кнопочных телефонов. Сейчас Explay не разрабатывает своих моделей, только адаптирует китайские смартфоны к сетям российских операторов. Тем не менее узнаваемый бренд и сервисная поддержка позволили компании в 2013 г. занять около 3% рынка.

Есть много российских компаний, которые работают примерно по такой же схеме: покупают в Китае, брендируют и продают в России. Это, например, "Электронные системы "Алкотел"" (бренд teXet), дистрибьютор Merlion (бренд Iru), ритейлер и производитель компьютерной техники DNS с одноименным брендом.

Бум дешевых смартфонов вызван бурной экспансией платформы Android – сегодня доля смартфонов на Android перевалила за 70% . Все B-бренды используют только эту платформу. Кроме того, невысокая стоимость смартфонов при сопоставимом с топовыми брендами функционале сделала их привлекательными для потребителей, несмотря даже на больший процент брака.

К тому же у B-брендов рекламный бюджет в разы скромнее. Если компания Apple в 2013 г. потратила на рекламу более 1 млрд долл., компания Samsung – более 13 млрд долл., то самый щедрый по меркам B-брендов рекламный бюджет Explay — всего около 1 млн долл. Это также благотворно влияет на ценообразование смартфонов В-брендов.

Представители A-брендов полагают: если для покупающих первое устройство цена находится на первом - втором месте в списке приоритетов, то для покупающих второе устройство растет значимость качества и удобства использования, в чем A-бренды лидируют. Между тем эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы тенденция отказа от дорогих смартфонов сохранится вместе с ростом рынка, поскольку в большинстве российских регионов стоимость топового аппарата по-прежнему сопоставима со средней зарплатой.