ОАО «МегаФон», российский универсальный оператор связи, объявил аудированные финансовые и операционные результаты за 4-й квартал и за 12 месяцев, закончившихся 31 декабря 2010 г. В основном все показатели компании за 2010 г. — позитивные:

  • Консолидированная выручка в 2010 г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 18,5%, до 215 515 млн руб.
  • Чистая прибыль в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла на 8,6%, до 49 172 млн руб.
  • Капитальные вложения в 2010 г. составили 67 240 млн руб.
  • Доля дополнительных услуг в выручке мобильного сегмента в 2010 г. составила 21,7% по сравнению с 17,9% в 2009 г.
  • Число активных абонентов мобильной связи компании увеличилось за год на 13,0% и по состоянию на конец 2010 г. достигло 57,3 млн. (Напомним, что на ноябрь 2010 г. их было немногим более 55 млн.)

Конечно, тут нельзя не отметить, что по данному показателю «Мегафон» почти вдвое отстает от МТС. В то же время, согласно данным компании Advance Capital, по абонентской базе «Мегафон» — на втором месте.

Одной из важнейших причин позитивных результатов года топ-менеджеры оператора считают то, что еще в начале кризиса сделали ставку на развитие услуг передачи данных. Как сообщил Сергей Солдатенков, генеральный директор ОАО «Мегафон», за последние два года трафик мобильной передачи данных в России вырос в 17 раз — с 5,8 Пбайт в 2008 г. до 101 Пбайт в 2010 г., а трафик передачи данных в сетях «МегаФон» демонстрирует еще более существенный рост, 24-кратный: с 0,2 Пбайт в 2008 г. до 6 Пбайт по итогам 2010 г.

Также, по данным аналитиков, стремительно растет и спрос на видеоконтент. Эта тенденция уже сейчас прослеживается и в сети «МегаФон». Так, по данным, приведенным Ларисой Ткачук, заместителем генерального директора по коммерции, у видеопортала оператора более 500 тыс. клиентов, при этом за полгода видеотрафик вырос в 17 раз. Схожая ситуация и по другим услугам. Сервисом «Мультифон» пользуются 300 тыс. абонентов, а IP-2-IP-трафик вырос в 11 раз.

Такая стратегия потребовала от оператора существенных инвестиций в развитие сети. В 2010 г. оператор построил более 16 тыс. базовых станций (БС) 2G/3G, что является рекордным количеством за всю историю существования компании. Это практически в два раза больше, чем годом ранее, когда количество новых БС составило 8,2 тыс. В итоге на сегодняшний день у компании насчитывается 20 тыс. БС.

При этом 80% базовых станций оператора поддерживают технологию HSPA+ c пиковой скоростью до 21 Мбит/c, а к концу 2011 г. в компании планируют достичь скорости 42 Мбит/c. Такие показатели особенно важны для нестоличных регионов, где проникновение ШПД и высокой скорости доступа пока оставляют желать лучшего. «К концу 2011 г. мы надеемся сделать доступными услуги на базе 3G 95 % населения страны», — сообщил г-н Ермков, первый заместитель генерального директора компании по операционной деятельности.

В данную стратегию вписывается и приобретение летом 2010 г. магистрального оператора «Синтерра». Кроме того, оператор активно развивает ВОЛС. В 2010 г. было проложено порядка 30 тыс. км дополнительных ВОЛС, что позволило присоединить Уральский и Сибирский филиалы к европейской части страны и обеспечить географическое резервирование основных магистралей в центральной части страны. В результате реализации протяженность магистральной сети превысила 110 тыс. км. На конец 2010 г. емкость магистральной сети оператора достигла 500 Гбит/c, а в 2011 г. оператор планирует увеличить ее до 1 Тбит/c.

В. Ермаков заметил, что «МегаФон» становится оператором передачи данных: доля голоса в общем объеме трафика за 10 лет снизилась с 100% до 1%. И в будущем эта тенденция сохранится. Правда, в отличие от некоторых других игроков рынка, которых пугает перспектива превращения в «трубу» для передачи данных, «МегаФон» смотрит в будущее с оптимизмом и надеется получить прибыль от такой ситуации. К примеру, оператор разворачивает на территории России сеть ЦОДов — первый не так давно открыт в Самаре.

Неплохо развивалась и розничная сеть компании. В частности, как сообщили представители оператора, в течение 2010 г. было дополнительно открыто более 800 салонов сети «МегаФон-Ритейл», что в 4 раза больше, чем в 2009 г., и в настоящее время более 20 % продаж идут именно через этот канал. При этом ARPU абонентов, подключенных через собственную сеть, на 16 % больше, чем у пришедших по другим каналам. По данным компании, 30% продаж через «МегаФон-Ритейл» приходится на модемы, которых в 2010 г. было продано в 3 раза больше, чем в 2009 г., — 3 млн штук.

Подготовлено с использованием материалов www.mskit.ru