По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting (AC&M Consulting), число пользователей сотовой связи в России в целом к концу октября 2011 г. достигло 225,8 млн, увеличившись за месяц на 630 тыс. Прирост за октябрь таким образом был меньше, чем в сентябре (тогда — 760 тыс.). Заметим, правда, что аналитики пересмотрели результаты августа: по последним данным, на конец августа абонентская база сотовых операторов в России составляла 224,44 млн, что свыше чем на 500 тыс. меньше заявленных ранее цифр. Если бы аналитики не изменили свое мнение, прирост за сентябрь оказался бы существенно меньшим — лишь 100 тыс.

За последние шесть лет октябрь 2011 г. стал вторым с конца месяцем по показателю прироста. Конечно «лидирует» здесь октябрь прошлого года, продемонстрировавший отрицательный прирост абонентской базы (минус 1,03 млн). Максимум по положительному результату наблюдался в 2005 г. — 4 млн за месяц (см. рисунок).

Динамика ежегодного прироста абонбазы в РФ, в млн шт, октябрьские срезы.

По данным AC&M Consulting

Уровень проникновения сотовой связи в России к концу октября 2011 г. составил 155,5 %, увеличившись за месяц на 0,4 % (на конец сентября этот показатель составлял 155,1 %). В свою очередь, в сентябре показатель также увеличился по сравнению с августом на 0,5%. За полный год уровень проникновения увеличился на 7,1%: на конец октября 2010 г. он составлял 148,4%.

В целом по России чистый прирост в октябре 2011 г., продолжая тенденцию предыдущих месяцев, распределился между тремя операторами. Доли в приросте получили «МегаФон», «ВымпелКом» и Tele2. При этом «МегаФон» вернул себе утраченное в сентябре лидерство. В октябре «МегаФон» получил долю в 59%, а «ВымпелКом», лидировавший в сентябре, стал вторым с долей 26%. В сентябре, по данным AC&M Consulting, «ВымпелКом» получил" 42,9 % прироста, а «МегаФон» — 41,9 %. Оператору Tele2 по итогам октября досталось 9% от общего прироста (в сентябре было 15,2 %). МТС вновь оказался в зоне негативного прироста. Напомним, что аналогичная ситуация у МТС и на столичном рынке — отрицательный результат по приросту. Операторы, входящие в категорию «другие», заняли 6% от общего прироста за октябрь.

В итоге к концу октября 2011 г. абонентская база операторов «большой четверки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 69,634 млн, что на 487,4 тыс. меньше, чем на конец сентября этого года (70,122 млн); абонентская база «МегаФона» в целом по России на конец октября 2011 г. составила 60,4 млн, а приток абонентов за месяц — 661,1 тыс., что однако чуть меньше притока за сентябрь (670 тыс.) и август (694 тыс.); количество абонентов «ВымпелКома» в России в конце октября 2011 г. составило 57,116 млн, что на 292,5 тыс. больше, чем на конец сентября 2011 года (56,824 млн). В августе прирост оператора составлял более 700 тыс., а общее их количество равнялось 56,645 млн; Tele2 за октябрь удалось увеличить свою абонентскую базу по России на 98 тыс. и, таким образом, достичь результата в 20,484 млн абонентов (в июле компания объявляла о 19705 тыс. человек). Абонентская база «Скай Линк», потеряв за месяц 45 тыс., на конец октября составила 1,360 млн.

По итогам октября 2011 г. рынок России по абонбазе оказался поделен между операторами следующим образом: МТС — 31% (снижение за месяц 0,1%), «ВымпелКом» — 25% (снижение за месяц 0,2 %), «МегаФон» — 27% (прирост за месяц — 0,5 %), Tele2 — 9% (снижение за месяц 0,1%). На долю остальных операторов пришлось 8% (снижение за месяц — 0,1%).