Результаты октября на российском рынке ноутбуков, которые недавно подвела аналитическая компания ITResearch, для многих оказались разочаровывающими: по сравнению с сентябрем рынок упал в объемах на 6,4%, годовые темпы роста для всего сегмента мобильных ПК снизились до уровня 16,3% что является самым низким показателем с начала года.

Весь вопрос в том, насколько этот момент показателен с точки зрения прогнозирования рыночных объемов на 4-й квартал и, соответственно, на всю первую половину следующего года. Может ли сей локальный спад быть принят за случайный выброс, колебание, явившееся простым арифметическим следствием локального несоответствия сезонных кривых на помесячном уровне, частными проблемами отдельных крупных игроков и т. п., либо же за этим кроется что-то более тревожное?

Действительно, в 2011 г. прохождение «сезонки» для этого рынка сильно отличается от 2010-го. Тогда, скажем, сентябрь оказался хуже августа, а «ралли высокого сезона» реально началось с октября. В этом же году сентябрь оказался лучшим месяцем 3-го квартала, а вот помянутое ралли... — вопрос, начнется ли оно в принципе. То есть рост, конечно, будет, но это фактически гарантированно не будет тот РОСТ, что был показан рынком в 4-м квартале прошлого года. Полагаем, что на сегодня 15-20% роста рынка ноутбуков на 4-й квартал — не негативный, а нормальный прогноз.

Это связано с тем, что прошлый конец года был периодом перезатоваривания, расхлебывать последствия которого пришлось где-то до мая-июня года нынешнего. Повторять это сценарий в целом мало кто готов. А главное, даже при желании, — не сможет этого сделать. Совершенно очевидно, что трагедия в Таиланде обусловит дефицитность рынка на будущее. Скажем, сейчас эксперты прогнозируют 60-80% обеспечения от потребностей мобильных HDD по миру в лучшем случае до весны.

(Тематика SSD вообще, и Ultarbook’ов — в частности, в этой связи становится все более интересной, но данный сегмент только-только стартовал, и сказать что-то конкретное тут пока сложно. В смысле — вряд ли подкласс сверхлегких устройств способен реально вытянуть весь рынок в краткосрочной перспективе. Но в целом, конечно, — эта тема (спасибо Macbook Air и Intel) подоспела прямо вовремя).

С другой стороны, есть явное затормаживающее влияние тенденций в мировой экономике. Сохраняется неуверенность по европейской ситуации, что, конечно, сокращает глобальный спрос в целом. И это способно несколько сбалансировать «кислую» ситуацию с производственным потенциалом конкретно в компьютерной области. Это все говорилось о мире. Но в ту же точку бьют и предвыборные процессы в России.

Мы склонны рассматривать плавный сценарий выхода из обеих этих коллизий. Но даже при нормальном протекании процессов спад потенциального спроса в корпоративе обеих позиций довольно очевиден, однако в наших реалиях он в меньшей степени влияет на рынок мобильных ПК, остающихся, главным образом, предметом частного потребления. А вот с ним ситуация довольно неоднозначна.

Дело в том, что и то и другое явным образом и в обоих случае негативно влияет на рубль. А мы еще с рубежа 2008-2009 гг. помним — потребительский сектор с большим энтузиазмом уходит из резко дешевеющего рубля в товары долговременного пользования. Тогда это позволило несколько сократить зависшие кризисные склады, чуть сгладив последствия обвала для многих компаний. Но тогда же мы имели дело с огромным «навесом» не распроданной продукции. А сейчас, по компьютерам, очевидно будем иметь дело, скорее, с недопоставками. Вывод достаточно очевиден — рост цен.

В любом случае на низком и дефицитном рынке успех ждет того, кто продукцию на складе все же имеет. В этом году в конце 3-го квартала ситуация среди лидирующих вендоров на рынке очередной раз изменилась: компания Acer снизила загрузку, Asus резко ее нарастила. Также ожидаемо активизировалась и Samsung, высокие показатели также у Hewlett-Packard. Эта тройка и определит развитие рынка на ближайший период.

Дмитрий Шульгин, старший эксперт компании ITResearch