По оценке IDC во втором квартале 2011 г. рынок мобильных телефонов вырос на 11,3% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, что ниже представленных ранее прогнозов (13,3%) и первого квартала нынешнего года (16,6%). Производители выпустили 365,4 млн. телефонов (год назад — 328,4 млн.).

Продажи телефонов с дополнительными функциями (feature phone) сократились на 4% впервые с конца 2009 г. Аналитики объясняют это экономическим спадом, вынуждающим потребителей экономить, и переходом пользователей на смартфоны. Такой спад наиболее больно ударил по крупнейшим производителям, таким как Nokia, которые теряют долю рынка в пользу поставщиков недорогих моделей, таких как Micromax, TCL-Alcatel и Huawei.

Двузначные цифры роста рынка аналитики связывают с подъемом спроса на смартфоны. Уже несколько кварталов именно смартфоны являются главными двигателями продаж.

Состав пятерки лидеров рынка сотовых телефонов не изменился с IV квартала 2010 г., но произошли некоторые изменения (см. табл.).

Nokia по-прежнему удерживает первую позицию, но постепенно теряет долю рынка. Положение Nokia в сегменте смартфонов будет сильно зависеть от успеха моделей на базе Windows Phone 7, которые должны появиться в продаже уже в этом году. А пока компания старается сохранить объем поставок с помощью недорогих мобильных телефонов и устройств на стареющей платформе Symbian.

Samsung добилась двузначных показателей роста продаж, лишь немного отстав от темпов роста рынка, и сократила отрыв от Nokia. Подъему способствовал успех смартфона Galaxy на базе Android. Компания ожидает дальнейшего роста во второй половине года и усиления конкуренции с Nokia.

LG Electronics сохранила третью позицию отчасти благодаря спросу на смартфон Optimus. Однако компания снизила прогноз продаж на этот год на 24%. Если такой спад произойдет, LG Electronics может потерять третье место на рынке.

Apple остается на четвертой позиции, но быстро сокращает отрыв от конкурентов. Компания продемонстрировала самый высокий темп роста и более чем удвоила свою долю рынка. Аналитики полагают, что ее дальнейший успех зависит от способности продвигать iPhone в развивающиеся страны, в которых этот смартфон менее популярен, чем в развитых.

ZTE увеличила объем продаж и нарастила долю рынка. Несмотря на приверженность к простым моделям, компания стала игроком на рынке смартфонов, выпустив популярные модели Blade и Racer на базе Android, и собирается во второй половине года начать поставки моделей Libra, Skate и Amigo.

Таблица. Рынок мобильных телефонов во II кв. 2011 г. (млн. штук)

Компания Число устройств во II кв. 2011 г. Доля рынка во II кв. 2011 г. (%) Число устройств во II кв. 2010 г. Доля рынка во II кв. 2010 г. (%) Изменение (%)
Nokia 88,5 24,2 111,1 33,8 -20,3
Samsung 70,2 19,2 63,8 19,4 10,0
LG Electronics 24,8 6,8 30,6 9,3 -18,9
Apple 20,3 5,6 8,4 2,6 141,8
ZTE 16,6 4,5 12,2 3,7 36,0
Другие 145 39,7 102,3 31,2 41,7
Всего365,4100,0328,4100,011,3

Источник: IDC