По оценкам аналитиков ГК «Связной», продажи смартфонов в РФ в I квартале 2011 г. выросли на 138% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,5 млн шт. В денежном выражении рынок смартфонов в 1-м квартале 2011 г. составил 16,6 млрд руб., — на 95% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда рынок составил 8,5 млрд руб.

Средняя стоимость смартфона продолжала снижаться: за год она опустилась на 18% и по итогам 1-го квартала 2011 г. составила 11 тыс. руб. Падение средней стоимости обусловлено, прежде всего, развитием рынка высоких технологий и удешевлением производства.

Смартфоны уверенными темпами начинают замещать обычные GSM-телефоны. По итогам 1-го квартала 2011 г. доля смартфонов на российском рынке мобильных телефонов составила 19% в штучном выражении и 43% в денежном, увеличившись за год на 10 и 23 п.п. соответственно.

При этом в ценовых категориях смартфонов произошли существенные изменения. На рынке сформировался новый доступный ценовой сегмент «от 5 000 до 7 500 руб.», на который пришлась большая часть продаж смартфонов по результатам 1-го квартала 2011 г. Основная часть этого сегмента представлена смартфонами Nokia на операционной системе Symbian «Series 60» (основные модели — С5, 5230, 5228). Доля дорогого сегмента (свыше 25 тыс. руб.) также увеличилась и составила 7%.

По итогам 2010 г., основными брендами на рынке смартфонов в России по-прежнему остаются компании Nokia, Samsung, Apple, HTC и Sony Ericsson, чья совокупная доля рынка составила 96% в штучном и 97% — в денежном выражении.

Компания Nokia несколько утратила свои позиции в 1-м квартале 2011 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года, но остается несомненным лидером с долей 68% в штучном выражении и 55% в денежном. По данным исследования, почти 67% смартфонов Nokia в 1-ом квартале текущего года продавались по цене менее 10 тыс. руб., в то время как в 1-м квартале 2010 г. лишь треть моделей продавались в этом ценовом сегменте.

Sony Ericsson восстанавливает свои позиции, увеличив долю на 3 п.п. как в штучном, так и в денежном выражениях.

Компания Apple больше других компаний увеличила свою долю в денежном выражении (более чем вдвое), по итогам 1-го квартала 2011 г. ее доля достигла 15%.

Популярные в США смартфоны компании Research In Motion на российском рынке занимают менее 1%.