Компания Gartner снизила свой прогноз по мировому рынку ПК в штучном выражении на 2011-й и 2012-й гг., поскольку ожидает более слабый спрос на мобильные ПК в потребительском сегменте, чем предполагала ранее. Сейчас на 2011 г. Gartner прогнозирует поставки ПК в объеме 387.8 млн шт., что означает рост относительно 2010 г. на 10.5%, хотя раньше компания оценивала рост в 15.9%. На 2012 г. прогнозируются поставки ПК в объеме 440.6 млн шт. Таким образом, теперь Gartner предполагает рост на 13.6% относительно 2011 г. вместо 14.8%, дававшихся ранее. Заметим правда, что еще по итогам 3-го квартала 2010 г. Gartner отмечала торможение роста спроса на ПК, особенно среди потребителей.

Понижение прогнозов аналитики объясняют, во-первых, предполагаемым сокращением спроса на мобильные ПК в Китае, а во-вторых, некоторой общей потерей интереса потребителей к мобильным ПК.

Аналитики Gartner отмечают, что мобильные ПК в течение последних пяти лет были локомотивом роста всего рынка ПК, темпы роста их продаж в среднем были около 40%. В течение почти всего этого периода для потребителей мобильные ПК являлись основной платформой выхода в Интернет. Однако по мере распространения недорогих встраиваемых модулей Wi-Fi, доступ Интернет стал возможен со многих мобильных устройств, и мобильный ПК стал уже не так востребован. Взамен него энтузиазм потребителей вызывают iPad и другие устройства категории media tablets. Особенно такой потребительский сдвиг характерен для развитых насыщенных рынков. Раньше предполагалось, что потребители будут приобретать второй и третий мобильный ПК в качестве персональных устройств, однако теперь ясно, что основным мобильным устройством потребителей становятся альтернативные гаджеты. Поставки домашних мобильных ПК в период 2011-2015 гг., по оценке Gartner, в среднем ежегодно будут расти не выше 10% .

Однако рост профессионального (корпоративного) сегмента рынка ПК в 2011 и 2012 гг., согласно Gartner, будет по-прежнему выражаться двузначным числом, поскольку во всех регионах мира идет активная замена устаревших моделей. Но даже в этой сфере media-планшеты уже рассматриваются как субституты ПК, что несколько откладывает замену некоторых ПК.

Драматически быстрый рост популярности альтернативных устройств и некоторые ограничения, проявившиеся на данном этапе в возможностях ПК, — два основных фактора, приведшие к пересмотру компанией Gartner прогнозов рынка ПК.

Еще не так давно ПК были «модным аксессуаром», вендоры заказывали разработку внешнего вида ПК известным дизайнерам, создавались специальные модели для женщин. Теперь гаджетами, о которых говорят «cool» стали смартфоны, и мобильным ПК, , придется вести сильнейшую битву с медиа-планшетами, которые во множестве выйдут на рынок во 2-м квартале текущего года. До сего дня главным козырем ноутбука была его портативность, мобильность. Но для реальной мобильности у мейнстримных ноутбуков и и вес не слишком мал, и батарея не способна работать в течение всего дня. Эти ограничения стали очевидны при стремительном распространении социальных сетей, где требуется постоянное и мгновенное подключение. В свете этого «мобильный» ПК теперь может считаться в лучшем случае лишь «транспортируемым».