В конце ноября компания Skype зарегистрировала очередной рекорд: ее сервисом по передаче голоса и видео одновременно воспользовалось более 25 млн пользователей.

В начале 2010 г. исследовательская фирма TeleGeography назвала Skype одним из наиболее крупных провайдеров, «единолично» обеспечивающих трансграничный обмен трафика, с долей рынка в 2009 г. – 12% от общемирового объема международного трафика.

А за последующие полгода в 2010 г. пользователи Skype (которых, кстати, сегодня уже более 560 млн) «потребили» 95 млрд мин на передачу голоса и видео. Несомненно, что в этом компании Skype помогли льготные сервисы таких операторов мобильной связи, как AT&T, Verizon Wireless, KDDI и многих других менее известных игроков этого рынка, и заметим, что не все эти минуты были бесплатными.

Проверка комиссии США по безопасности и обмену трафиком (Securities and Exchange Commission, SEC) при предварительной регистрации компании на IPO в августе 2010 г. показала, что за шесть месяцев 2010 г. оборот Skype составил 406,2 млн долл., хотя чистая прибыль была всего 13,1 млн долл.

Такие успехи Skype говорят о том, что у традиционных операторов речевых сервисов (типа British Telecom, например) есть явные основания для беспокойства и выработки новой стратегии на рынке голосовых услуг

И тут интересен еще такой факт. Известно, что традиционные операторы в среднем отчисляют на капитальные затраты около 16% от оборота. Капитальные затраты Skype в этом году составят примерно 37 млн долл., т. е. в текущем году отношение капзатраты/оборот составит лишь около 5% (при примерном объеме продаж за 2010 г. в 810 млн долл.).

В 2010 г. Skype в основном вложилась в новую систему ERP (от SAP) и на ПО учета кадров, т. е. инвестиции делались в IT и людские ресурсы. Именно в такие активы должны инвестировать средства и традиционные операторы связи, в те активы, которые дадут возможность получить новое качество бизнеса.

Конечно, у Skype нет собственной глобальной сетевой инфраструктуры, которую большинство традиционных операторов должны поддерживать, поэтому сравнивать напрямую их отношения расходов и доходов некорректно. Но одно можно сказать определенно: операторам надо тщательнее продумывать и бизнес-стратегию, и модели бизнеса.