В первом полугодии 2010 г., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рекламный рынок вырос на 10%, до 104,3-105,3 млрд руб. В 2010 г., как прогнозирует крупнейший оператор по продаже телерекламы в России «Видео Интернешнл» (ВИ), он вырастет на 14%, до 232 млрд руб. Долгосрочный прогноз ВИ дает двойной рост рынка рекламы в России в 2015 г., до 464 млрд руб., при ежегодном приросте 12-16%.

Согласно прогнозу ВИ, телевидение останется крупнейшим рекламоносителем. Однако доля телерекламы в общих бюджетах снизится с 56% в 2010-м до 52,9% — в 2015 г. Доходы от телерекламы вырастут со 130 млрд руб. в 2010-м до 245 млрд рублей в 2015 г., полагают в ВИ.

Перераспределение рынка, согласно прогнозу ВИ, пойдет за счет интернет-рекламы. Она уже два года назад обошла по объемам радиорекламу, а в 2013 г. впервые обгонит наружную рекламу. Так, в 2008 г. доходы интернет-рекламы составили 17,6 млрд руб. против 14 млрд руб. у радиорекламы. В 2009 г. — 19 млрд руб. против 9 млрд руб. В 2013 г. рекламные сборы с интернет-площадок составят 48 млрд руб. против 47 млрд руб. у операторов наружной рекламы.

Таким образом, рынок интернет-рекламы продолжает набирать обороты, в первую очередь, — за счет контекстной рекламы (когда «покупаются» какие-то ключевые слова у поисковой системы, и поиск по ним приводит пользователя на сайт рекламодателя). По данным АКАР и агентства Mindshare Interaction, по итогам первого полугодия 2010 г. на контекстную рекламу в общих объемах рынка интернет-рекламы пришлось 67%, ее оборот составил 5,9-6,3 млрд рублей. При этом 75-80% рынка контекста приходится на долю «Яндекс.Директ», оставшуюся часть делят между собой системы «Бегун» и Google AdWords.

Вместе с тем, в ближайшие пять лет рынок интернет-рекламы будет показывать наиболее заметное снижение темпов роста: с 30% в 2011-м до 17% в 2015 г. У радиорекламы и наружной рекламы пик роста придется на 2012 и 2013 гг., а затем в течение двух лет темпы роста сократятся.

По материалам газеты «Коммерсант»