Компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты исследования рынка онлайн-игр в России, проведенного в сентябре 2010 г. По оценкам компании, активная аудитория отечественного рынка онлайн-игр в 2009 г. составила 12,1 млн пользователей. По сравнению с 2008 г. российская аудитория онлайн-игроков выросла более чем в 6 раз, главным образом, за счет появления и быстрого распространения социальных игр, которые в 2008 г. еще не были представлены на рынке. J’son & Partners Consulting ожидает дальнейший рост аудитории игр в социальных сетях как в количественном выражении, так и ее доли в аудитории интернет-пользователей (см. диаграмму).

Активная аудитория онлайн-игр в России с учетом пересечения, 2008-2015 гг.*

Источник: J’son & Partners Consulting

*Аудитория ММО, казуальных, социальных игр показана без учета пересечения. Суммарная аудитория онлайн-игр показана с учетом пересечения.

Объем рынка онлайн-игр в России

По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка онлайн-игр России в 2009 г. составил 286,6 млн долл. В настоящее время рынок социальных игр переживает стремительный рост, претендуя на 20% выручки рынка в 2010 г. Быстрое распространение данного сегмента объясняется удовлетворением в игровой среде потребности людей оставаться на связи со своими друзьями, а также легкой доступностью и низкой ценой. Аналитики ожидают, что рынок социальных игр будет расти более быстрыми темпами, чем другие сегменты игр и к 2015 г. достигнет порядка 40% от общего объема выручки рынка онлайн-игр. Данная тенденция объясняется ростом количества игроков в социальные игры, ростом доли платящих пользователей, а также увеличением суммы среднего чека на одного платящего игрока.

Рынок MMO-игр (многопользовательских онлайн-игр) остается крупнейшим по выручке сегментом онлайн-игр, в 2009 г. на него пришлось 78% выручки всего рынка. По прогнозам J’son & Partners Consulting, доля выручки от ММО-игр будет снижаться, однако, в денежном выражении рынок будет продолжать расти и к 2015 г. достигнет 748,8 млн долл.

Сегмент казуальных игр будет оставаться наименее развивающимся с ожидаемым падением его доли рынка до 4% к 2015 г. Главным образом, этот сегмент будет оставаться популярным в нишевой аудитории, в то время как произойдет перетекание аудитории казуальных игр в социальные.

В среднесрочной перспективе следует ожидать роста рынка онлайн-игр в России. В качестве факторов, способствующих развитию рынка, аналитики выделяют следующие:

  • Рост аудитории Интернет.
  • Развитие платежных систем, в т.ч. рост проникновения банковских карт, распространение платежных терминалов, увеличение популярности оплат электронными деньгами. В то время как самым популярным способом оплаты социальных и казуальных игр остается SMS, большинство ММО-игроков оплачивает игры с помощью альтернативных каналов платежей. Доля игроков, оплачивающих социальные игры при помощи банковских карт, электронных денег и платежных терминалов также постоянно увеличивается.
  • Инвестиции в разработку игр, появление новых успешных проектов. Таковыми на сегодняшний день являются игры в социальных сетях, получившие большое распространение благодаря легкости входа в игру, простоте сюжетов и небольшим техническим требованиям, а также относительно невысокой стоимости разработки.

В числе основных барьеров развития рынка онлайн-игр в России называются низкий уровень проникновения сети Интернет в регионах; относительно высокая стоимость телекоммуникационных услуг в регионах; все еще низкий уровень доверия к платежным инструментам и их слабое развитие, высокая доля SMS (характеризующихся большими комиссиями) в структуре платежей.

Но, несмотря на существующие барьеры, влияние факторов роста, по мнению J’son & Partners Consulting, скажется сильнее, что приведет к росту рынка онлайн-игр до 1,3 млрд долл. в 2015 г.