Рынок почтовых систем в 2009 г. находился на гребне как инноваций, так и конкуренции в среде бизнес-пользователей. В обнародованном недавно отчете Gartner MarketScope по рынку почтовых систем в 2010 г. анализировалось положение на корпоративном рынке 8 продуктов от компаний IBM, Microsoft, Google, Novell, VMware, Xandros (Scalix) и Mirapoint, а также Open-Xchange.

Распространение Google заставило Microsoft в 2010 г. выпустить, наконец (после трех лет разработки), новую версию системы и как вдвое снизить стоимость Exchange Online, так и в 5 раз урезать занимаемый продуктом объем на диске (до 25 ГБ). Система Zimbra, проданная Yahoo компании Vmware, пока готовится к рывку. Novell продолжает бороться с миграцией пользователей с GroupWise на Exchange, такие же проблемы и у почтовой системы IBM. Другие участники исследования — Open-Xchange, Xandros/Scalix и Mirapoint — новых версий в 2010 г. не выпустили, но постарались усилить свои позиции на рынках операторов и Интернет-провайдеров. На периферии рынка почтовых систем просматриваются еще Oracle с новым сервисом Beehive и компания Cisco, объявившая о грядущем запуске (предположительно в 3-м квартале 2010 г.) облачного почтового сервиса WebEx (он базируется на технологии PostPath, приобретенной Cisco в 2008 г.).

Согласно Gartner, хотя система Gmail от Google и накопила уже около 2 млн бизнес-пользователей, это составило менее 1% всего корпоративного рынка почтовых программ. По оценке Gartner, число бизнес-пользователей продукта Google Apps Premier Edition сегодня составляет от 1 до 2 млн человек (хотя сама Google в августе объявила о «наличии» 3 млн бизнес-пользователей, но, возможно, это общее число пользователей любых приложений Google, а не только почты). Эта цифра, по их мнению, указывает на хорошие темпы роста в течение 2010 г. Наиболее крупные клиенты Google — департамент беспроводной связи компании Motorola (20 тыс. рабочих мест) и администрация Лос-Анжелоса (30 тыс. рабочих мест), есть еще около 15 фирм с общим числом лицензий около 10 тыс. каждая, но по остальным компаниям-клиентам в среднем — не более 50 пользователей, которые Gartner не учитывает (она считает, начиная со 100 и более корпоративных пользователей). При этом, по оценкам аналитиков, рейтинг Google Gmail переместился с «перспективного» до «положительного». [Эти термины используются Gartner для оценки доли рынка в отчетах типа MarketScope.]

Впереди же корпорация Microsoft, которая держит более половины рынка почтового ПО с рейтинговым показателем «очень положительный». Положительный рейтинг заслужили также почтовые системы IBM, Mirapoint, Novell и VMware (ПО Zimbra).

Компания Xandros (почтовая система Scalix) получила рейтинг «перспективной», а ПО Open-Xchange — «проявлять осторожность». Ни одна их девяти обследованных систем не заслужила низшего показателя — «очень отрицательный» (см. таблицу).

Как считают аналитики, в прошлом году Gmail продемонстрировала значительный прогресс благодаря поддержке этой системой прямого доступа к почтовому клиенту Microsoft Outlook и дополнительных функций безопасности. По их мнению, Google следует добавить некоторые привычные для пользователя функции и улучшить функции управляющей консоли, что, несомненно прибавит ей пользователей.

По данным того же исследования, облачные почтовые сервисы пока остаются на начальной стадии развития и среди других облачных сервисов их используют примерно 1-2% рынка, хотя к концу 2010 г. их объем вырастет до 10%.

Рейтинг оценки почтовых систем клиентами

Источник: Gartner (июнь 2010)