Мировой рынок мобильных телефонов во 2-м квартале 2010 г. продолжал демонстрировать признаки выздоровления, которое в основном стимулировалось вендорами смартфонов и игроками рынка, не входящими в первую его пятерку. Согласно данным исследования компании IDC за 2Q10, в этот период вендоры поставили на мировой рынок 317.5 млн мобильных телефонов, что на 14.5% больше, чем во 2-м квартале 2009 г. (277.2 млн шт.). Всего же за первую половину 2010 г. поставки мобильников составили 620.6 млн шт., что также превысило аналогичный прошлогодний показатель (523.5 млн шт.) – на 18.5%.

Аналитики особенно подчеркивают важность активности компаний, поставляющих модели начального и среднего уровня, которые еще недавно составляли основу данного рынка. Многие из них обновили модельные ряды и во втором полугодии намерены уделить большее внимание и смартфонам. В любом случае, усиление давления со стороны крупных вендоров, не входящих в топ-5, особенно со стороны Apple и Motorola, в 3-м квартале усилит конкуренцию.

Некоторым традиционным производителям мобильных телефонов, например ZTE, удалось увеличить рыночную долю за счет увеличения поставок недорогих моделей, популярность которых у провайдеров беспроводных услуг растет.

Структура рынка по регионам

Азиатско-Тихоокеанский регион. Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона частично вырос именно за счет недорогих телефоных местных марок. Однако сегмент смартфонов здесь рос быстрее, чем рынок телефонов в целом. Особенно большой рост продаж смартфонов был отмечен в Южной Корее.

Регион EMEA. В Западной Европе рынок вырос главным образом за счет увеличения продаж смартфонов, снижения цен и дотаций операторов. На рынке предлагались и более дешевые смартфоны. На рынке традиционных телефонов доля Nokia сократилась – ее отвоевала компания Samsung за счет поставок мобильников самого начального уровня.

Северная Америка. В США по-прежнему основой рынка оставались смартфоны, где с энтузиазмом были встречены модели Apple iPhone 4, а также HTC DROID Incredible и EVO 4G. В Канаде также отмечен рост продаж смартфонов, но там большим спросом пользовались модели на базе Android, включая Sony Ericsson Xperia X10 и Motorola Quench, DEXT и BackFlip. В то же время усилилась и популярность традиционных мобильников за счет брендов-дискаунтеров.

Латинская Америка. Рост продаж смартфонов не ослаб и в Латинской Америке – здесь он был обеспечен не только ростом пользовательского интереса, но и более привлекательными тарифными планами и предоплаченными сервисами. Компания Nokia, долгое время державшая лидерство по смартфонам в этом регионе, во 2-м квартале оказалась под действием сильнейшей конкуренции со стороны пришедших на этот рынок Apple, HTC, Research In Motion и ряда других игроков. Ожидается, что во втором полугодии конкуренция здесь еще усилится.

Структура рынка по вендорам

Пока Nokia остается безусловным лидером на рынке мобильных телефонов, с долей рынка, превосходящей доли двух последующих игроков вместе взятых (см. таблицу). Однако при всем том ее доля рынка по сравнению со 2-м кварталом 2009 г. сократилась больше чем на 2%. Причина, в частности, в потере Nokia конкурентоспособности и, соответственно, маржи на свою продукцию в обеих частях Америки. Однако позиции компании не так-то легко поколебать, она очень сильна своим брендом, производственными мощностями, каналами дистрибуции и продолжающимся успехом на основных развивающихся рынках.

Позиции Samsung за год существенно улучшились, из регионов - особенно в США и на развивающихся рынках, из модельных позиций – в сегменте устройств с сенсорным экраном. В то же время из-за ряда обстоятельств (в том числе – запоздание с выпуском основных моделей смартфонов) денежные показатели компании во 2-м квартале понизились. Во втором полугодии Samsung планирует улучшить ситуацию, поскольку компания подготовила ряд интересных смартфонных новинок. –

Поставки LG Electronics после одного неудачного квартала увеличились и вновь превысили отметку в 30 млн шт. Положение компании улучшил выпуск двух моделей смартфонов на базе Android – Ally и Optimus Q, а также продолжившийся успех моделей и мессенджеров, ориентированных на молодежную аудиторию. В то же время из-за сокращения средней цены продаж (ASP), а также больших расходов на НИОКР и маркетинг показатели денежного объема продаж и прибыли компании LG резко сократились по сравнению с теми же показателями предыдущего года.

Компания Research In Motion (RIM) продемонстрировала самый большой рост среди первой пятерки вендоров – на 40% в годовом исчислении, которого она добилась, фокусируясь исключительно на рынке смартфонов.

Sony Ericsson продолжает позитивные перемены, и хотя поставки существенно снизились, выпуск нескольких моделей смартфонов уровня high-end на базе Android (Xperia X10, X10 mini и X10 mini pro) уже дали хорошее увеличение оборота. Кроме того, Sony Ericsson выпустила несколько моделей среднего класса, однако основной успех во 2-м квартале связан с фокусированием компании на растущем рынке смартфонов.

Структура мирового рынка мобильных телефонов по вендорам, Q2 2010 (в млн шт.)

Вендор 2Q10 Отгрузки 2Q10 Доля рынка 2Q09 Отгрузки 2Q09 Доля рынка 2Q10/2Q09 Изменение за год
Nokia 111.1 35.0% 103.2 37.2% 7.7%
Samsung 63.8 20.1% 52.3 18.9% 22.0%
LG Electronics 30.6 9.6% 29.8 10.8% 2.7%
Research In Motion 11.2 3.5% 8.0 2.9% 40.0%
Sony Ericsson 11.0 3.5% 13.8 5.0% -20.3%
Прочие 89.8 28.3% 70.1 25.3% 28.1%
Всего 317.5 100.0% 277.2 100.0% 14.5%

Источник: IDC, 29 июля 2010 г.

Рост спроса на смартфоны, особенно в регионах Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанском, будет стимулировать дальнейшее увеличение всего рынка мобильных телефонов в текущем году, полагают аналитики IDC.