Мировой рынок ПО разработки приложений (application development, AD), согласно данным компании Gartner, в 2009 г. составил 7.25 млрд долл., что на 2% меньше, чем в 2008 г. (7.39 млрд долл.). Главная причина сокращения, как отмечают аналитики, — замораживание de facto затрат на новые проекты в начале прошедшего года. Помимо этого, затраты на AD по своей природе цикличны, очередной пик был в 2007 г., за которым должны следовать один-два года с меньшими инвестициями.

Однако, несмотря на ограничения в затратах, связанные с экономическим спадом, некоторые сегменты рынка AD все-таки росли. Например, сегмент разработки программ контроля безопасности — на эту продукцию спрос есть, о чем заказчикам постоянно напоминали несанкционированные вторжения.

Лидерство на рынке AD в прошедшем году сохранила компания IBM, причем ее доля даже еще немного подросла и составила 27.7% (см. таблицу). Частично сохранению ведущего положения компании способствовал ряд стратегических приобретений, например, Watchfire в 2007 г. и Ounce Labs в 2009-ом. Именно продукция этих компаний способствовала росту сегмента средств безопасности. А покупка в 2008 г. фирмы Telelogic обеспечила IBM определенный рост в таком сегменте рынка AD, как ПО управления запросами.

Доля Microsoft практически не изменилась, что аналитики Gartner связывают с преданонсом компанией релиза Visual Studio 2010 — многие заказчики отложили всякий upgrade в 2009 г. до выхода новой версии программы. Снижение доли CA на 1%, вероятно, связано с бизнес-моделью данной компании (по подписке), из-за этого полный объем продаж выясняется позднее.

Структура мирового рынка разработки прикладного ПО в 2009 г. по основным вендорам (в млн долл.)

Компания 2009 Объем продаж 2009 Доля рынка (%) 2008 Объем продаж 2008 Доля рынка (%) Рост 2009-2008 (%)
IBM 2,005.52 27.7 1988.00 26.9 0.9
Microsoft 1,065.37 14.7 1,069.48 14.5 -0.4
CA 795.01 11.0 803.10 10.9 -1.0
HP 757.44 10.5 816.96 11.1 -7.3
Compuware 428.22 5.9 488.07 6.6 -12.3
Прочие 2,195.59 30.3 2,227.60 30.1 -1.4
Всего 7,247.15 100.0 7,393.21 100.0 -2.0

Источник: Gartner (апрель 2010)

При этом аналитики отмечают явное наличие отложенного спроса на AD-продукцию и в 2010 г. ожидают возврата данного рынка к росту — примерно на 2-3%. Хотя и предложения инструментов с открытым кодом на этом рынке остаются весьма привлекательными (например, платформа Java и Dynamic Web), при этом часто предлагается вполне хорошая функциональность. Поэтому вендорам для конкурентоспособности своих продуктов необходимо снабдить их дополнительными возможностями, не завышая параллельно цену.