«Лаборатория Касперского» опубликовала отчет по спам-активности в 1-м квартале 2010 г. С января по март средняя доля спама в почтовом трафике составила 85,2%. Что примечательно, это значение совпадает с итоговым показателем 2009 г.

Список стран, являющихся основными поставщиками спама, не претерпел серьезных изменений по сравнению с IV кварталом 2009 г.. На первом месте по-прежнему США (16%), на втором оказалась Индия (7%), слегка опередившая Россию (6%). Четвертое и пятое места делят Республика Корея и Вьетнам (5%). Десятку замыкают Бразилия (4%), Румыния (4%), Польша (3%), Украина (3%) и Германия (2%).

Средняя доля фишинговых писем в 1-м квартале 2010 г. составила 0,57% от всего трафика. Стоит отметить, что если в январе и феврале процент фишинговых писем приблизительно равнялся среднему показателю прошлого года, то в марте он резко сократился, составив всего 0,03% почтового трафика.

Первые три месяца 2010 г. не принесли изменений и в состав основных тематик спама — преобладали те же рубрики, что и в последнем квартале 2009: «Образование», «Медикаменты» и «Путешествия». Интересной особенностью стало лишь возросшее количество спама из категории «Компьютерное мошенничество». Как правило, его доля колеблется в пределах 3-8% от общего числа, однако в 1-м квартале она составила 9,1%.

Что касается SMS-мошенничества, то в 1-м квартале 2010 г. злоумышленники предлагали всем желающим загрузить на свой телефон новые «изобретения» — например, мобильный сканер, якобы позволяющий раздеть любую девушку, или антирадар, предупреждающий водителя о присутствии на трассе сотрудников ГИБДД. Однако в целом, благодаря противодействию со стороны операторов мобильной связи, случаев мошенничества с использованием коротких номеров стало значительно меньше.

Еще одним заметным событием первого квартала стала активная миграция спамерских доменов из зоны .cn в зону .ru. Это произошло в связи с ужесточением правил регистрации доменных имен в Китае. Российские домены в качестве альтернативы привлекли злоумышленников своей правовой незащищенностью.

В целом 2010 г. начался относительно спокойно. Количество рекламных писем перестало расти, что говорит о насыщении почтового трафика спамом. Прекращение роста доли спама в электронной почте может быть также связано с появлением новых площадок для рассылок, таких как блоги и социальные сети.