Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала основные результаты исследования российского рынка устройств чтения электронных книг (e-book readers, EBR) за 2009 г.

По итогам периода общий объем продаж устройств чтения электронных книг на российском рынке, согласно оценкам аналитиков, составил 189000 штук (с учетом устройств всех типов и категорий, включая «читалки» с экранами на базе «электронных чернил» (e-Ink) и ЖК-технологии)*.

В 2009 г. рынок устройств чтения электронных книг стартовал не совсем с нуля, но с весьма скромных показателей. Товарная группа ридеров с экранами на базе «электронных чернил» на российском рынке начала формироваться с 2007 г., однако широких продаж не отмечалось в силу технических ограничений устройств и ограниченности предложения e-Ink-экранов. Среди первопроходцев российского рынка e-Ink можно отметить продукты серии lBook. В течение 2008 г. рынок формировался, технологии производства e-Ink-экранов стабилизировались, изготовители сумели снизить стоимость матриц до приемлемого уровня. Черты массового рынка этот сектор начал обретать после того, как в него вышли компании Sony и Amazon (если говорить о мировом рынке), PocketBook, lBook и ORSiO (если говорить о российском). К началу 2009 г. рынок преодолел критический порог в 200 тыс. устройств на руках пользователей. группа SmartMarketing сектора устройств для чтения электронных книг

Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры за 2009 г. оставалась крайне высокой. В сравнении с объемами продаж 1-го квартала 2009 г., продажи во 2-м квартале увеличились почти в полтора раза (140%, с 20000 шт. до 28000 шт.), 3-ий и 4-ый кварталы — 182% и 176% (51000 в 3-м квартале и 90000 шт. — в 4-м.). Динамика в разрезе по полугодиям еще более впечатляет: 294%, рост практически в три раза. Внимание массовой аудитории, ранее не заинтересованной в гаджетах, к устройствам чтения электронных книг привлекли рост проникновения Интернета, увеличение доступности электронных книг и активная реклама книжных Интернет-магазинов.

Пятерка лидеров рынка EBR по итогам 2009 г. (перечислены по убыванию долей за год)

  1. PocketBook (43%)
  2. Sony (24%)
  3. LBook (18%)
  4. ORSiO (7%)
  5. «Азбука» (2%)
  6. Другие (5%)

Во второй половине 2009 г. на рынке появилось сразу несколько новых и весьма активных игроков, в частности, это марки iRiver Story, FR Book, «Азбука» и др. Вклад большинства из них стал заметен лишь к 4-му кварталу 2009 г., но поскольку они демонстрирует впечатляющую динамику развития, не приходится сомневаться, что расстановка сил в этом секторе за 2010 г. значительно изменится.

Явный лидер — марка PocketBook (создан в 2007 г. по инициативе «Украинской полиграфической группы»), за пару лет компания стала основным игроком, в частности, благодаря открытым исходным текстам, инструментам разработки ПО и активному сообществу разработчиков. Как следствие, устройства продуктовой линейки PocketBook не имеют многих ограничений, присущих другим ридерам. В сочетании с адекватной продуктовой стратегией, ценовой политикой и агрессивной рекламой, компании удалось продвинуть устройства PocketBook не только на российском (точнее, рынке стран СНГ) рынке, но и выйти и на рынки мировые.

Особое место занимают устройства Sony и Amazon. Первая, входя в тройку лидеров продаж, обязана своей позицией активности «серого» канала: практически 100% устройств, попадающих на российский рынок, по оценкам SmartMarketing, поставлены, минуя официальный канал продаж. Аналогичная ситуация с Amazon Kindle разных модификаций, но объемы их продаж в России значительно меньше, чем продажи Sony.

Основным каналом продаж устройств чтения электронных книг в 2009 г. оставались интернет-магазины. Согласно оценкам SmartMarketing, на их долю пришлось более 80% продаж. Доля розничных сетей в объеме продаж пока невелика. Средняя цена устройств в течение года снизилась с 14,2 тыс. руб. в 1-ом квартале 2009 г. до 10,7 тыс. руб. в 4-ом квартале, и эта тенденция по ценам сохраняется.

Аналитики не прогнозируют существенного роста доли рынка планшета Apple iPad в России, равно как и его значимого влияния на сектор устройств для чтения электронных книг, в целом. В то же время следует ожидать выхода в данный сегмент широкопрофильных компьютерных компаний, в частности, изготовителей ноутбуков и устройств класса WID.

Учитывая высокую востребованность и динамику роста рынка группа SmartMarketing прогнозирует увеличение рынка электронных книг в России за 2010 г. в 2,3—2,5 раза, до 440—470 тыс. штук. В пятилетней перспективе потенциальная емкость рынка устройств чтения электронных книг оценивается как 4 млн устройств.

* По данным SmartMarketing; числовые показатели сформированы с учетом неофициальных (т. н. «серых») поставок. Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук.