Результаты исследования аналитической компании ITResearch российского рынка мониторов в 3 квартале 2009г. показали очень уверенную динамику восстановления рынка. Всего было продано 1,2 млн. мониторов на сумму 240 млн. долл. Таким образом, показатели 2 квартала, который аналитики компании наоборот характеризовали как провальный, были превышены почти на 50% в штуках, а в деньгах рост оказался еще выше (более 60%). Опережающий рост денежных показателей был обусловлен ростом средневзвешенной стоимости мониторов, что означает некоторое восстановление прибыльности операций. В принципе коррекция вверх ожидалась, но она получилась достаточно мощная и уверенная, причем, если бы не было проблем с доступностью мониторов, итоги , по мнению специалистов ITResearch, были бы еще лучше.

К сожалению, если переходить к показателям в формате год/год, оптимизм стоит умерить, ибо по сравнению с показателями 3 квартала 2008 г. рынок в натуральном выражении упал на 40%. То есть до полного восстановления рынка еще достаточно далеко. Естественно, разрыв текущего 4 квартала с прошлогодними уровнями будет меньше (в прошлом году последний квартал был уже кризисным), но все же по прогнозам ITResearch «это будет чудом, если мы выйдем «в ноль».

Среди положительных факторов, действовавших в течение 3 квартала, в первую очередь нужно выделить окончание паники среди потребителей и игроков рынка, а также начало реальных отгрузок в тендеры. Положительной динамике способствовали также удешевление денег и стабильно и аккуратно снижающийся курс доллара. Поддержку рынку оказывала большая установленная база мониторов, которая формирует уже значительный рынок «замены». Данные тренды получают развитие и сейчас: Кроме того, по мнению аналитиков ITResearch, похоже заканчиваются проблемы с доступностью.

C точки зрения анализа позиций игроков рынка ITResearch отмечает активизацию Samsung и значительные отгрузки Acer. В целом продолжается концентрация рынка — на ведущую тройку по итогам квартала приходилось уже более 80% продаж. Второй эшелон компаний чувствует себя более-менее нормально, а от третьего практически не осталось.

Основная технологическая тенденция рынка прежняя — экспансия нового формата — 16:9*. По итогам квартала такие мониторы заняли уже настолько значимое место на рынке, что ITResearch собирается корректировать сегментацию рынка мониторов. Правда сделано это будет с 1 квартала 2010 года, поскольку компания в целях сохранения возможности корректной оценки динамики рыночных процессов внутри календарного года сегментацию не меняет.

* Подробнее о перспективах развития нового мониторного формата см. в материале «Переходная форма», «Бестселлеры IT-рынка, №3 2009