Интернет-супермаркет программного обеспечения Softkey с июня по август текущего года провел опрос, в котором в общей сложности приняли участие 18 000 покупателей. Из них частные пользователи составили около 15 000, корпоративные – более 3 000.

На основании статистических данных был создан обобщенный портрет частного и корпоративного пользователя лицензионного программного обеспечения (ПО) в России. Средний возраст пользователей ПО остается в пределах 25-45 лет. Более 60% всех опрошенных клиентов пользуются Интернетом более 7 лет, 25% каждый день выходят в Сеть со своих коммуникаторов/мобильных телефонов.

Отвечая на вопрос: «Что для вас лицензионное ПО?», более половины пользователей отметили, что считают его гарантией получения техподдержки и обновлений, а также уверенности в стабильной работе программы. Ниже приводятся некоторые другие результаты опроса.

Частные пользователи

Отношение частных пользователей к легальному ПО сегодня находится на уровне 2005 г. То есть количество опрошенных, считающих, что все ПО на их компьютере должно быть лицензионным, по сравнению с 2007 г. снизилось на 5 пунктов и составило 29%. Количество пользователей, ответивших, что на ПК должно быть как лицензионное, так и нелицензионное ПО, по сравнению с 2007 г. увеличилось на 11% и составило 37%. Тратить на софт от 300 до 600 рублей в месяц готовы 26% частных клиентов. Свыше 3 000 рублей могут себе позволить тратить на ПО только 2%. Столько же не планируют вообще никаких трат в данной сфере.

Сравнивая показатели 2007 и 2009 гг., аналитики компании пришли к выводу, что частота приобретения ПО для частных ПК в России значительно снизилась. Если в 2007 г. пользователь покупал в среднем около 5 лицензионных программ, то в текущем году – всего до 2-3. В рейтинге наиболее популярных программ для частного использования лидирующие позиции занимают ОС Microsoft Windows, антивирусы и мультимедиа. В целом более половины частных пользователей отметили негативное влияние кризиса на собственные доходы, и только 3% заявили об улучшении своего материального положения.

Корпоративные пользователи

50% корпоративных клиентов, принявших участие в опросе, работают в компаниях с компьютерным парком от 6 до 50 машин и только у 4% компьютерный парк – более 500 ПК. Корпоративные пользователи по-прежнему не планируют свои IT-бюджеты и закупают ПО по мере необходимости. 56% клиентов сегмента SMB в 4-ом квартале намерены приобрести антивирусы, операционные системы, утилиты и сервисное ПО. Наименее востребованы программы для анализа и принятия решений.

36% опрошенных корпоративных клиентов ответили, что кризис никак не повлиял на IT-бюджеты компании и только 4% отметили полное сокращение расходов в данной сфере.

В корпоративном сегменте количество компаний, придерживающихся политики работы с абсолютно легитимным софтом, по сравнению с 2008 г. уменьшилось на 2%. При этом количество компаний, руководители которых уверены, что на рабочих компьютерах может быть установлена некоторая доля нелицензионного ПО, увеличилось на 4%.

Опрос также показал, что половина представителей бизнеса не слышали о SaaS и только 10% имеют четкое представление о данном сервисе и признают его очевидные преимущества.