На уровне вендоров поставка печатающих устройств и расходных материалов к ним исторически находится в одних руках. Практически все поставщики «железа» поставляют на рынок и свои расходники к нему. Причем не просто занимаются этим вопросом, а, я бы сказал, ревниво оберегают эту сферу от всех посторонних, к которым относятся даже официальные поставщики совместимых расходников, не говоря уже контрафакте.

И это понятно, ведь рынок расходных материалов, находящийся несколько в тени относительно рынка устройств печати, приносит по меньшей мере сопоставимые, а то и большие доходы производителям.

А вот каналы распространения расходников и самих устройств печати, напротив, несмотря, на некоторое пересечение игроков, традиционно были разнесены. Конечно, специфика дистрибуции этих двух групп товаров есть, но отнюдь не непреодолимая. Возможно кризис и связанные с ним активности компаний в поиске любых хлебных ниш, с одной стороны, и ослабление позиций ряда традиционных игроков в обеих рассматриваемых сферах, с другой, подтолкнули традиционные каналы продаж устройств печати и расходных материалов к своеобразной конвергенции. Именно в текущем году эти процессы стали более заметны.

Поводом для данного комментария послужила новость о том, что компания OCS подписала соглашение с Canon о начале поставок расходных материалов. Точнее, не само это событие, а то, что это было очередным звеном одной и той же цепи. Можно сказать, что подписание данного соглашения было вопросом времени. Переломным в политике OCS можно считать начало дистрибуции расходных материалов HP в начале года. Ведь до этого момента за 12 лет сотрудничества с HP компания OCS освоила всю продукцию вендора за исключением расходки.

На пресс-конференции, посвященной началу дистрибуции расходных материалов HP в первом квартале 2009 года, была упомянута возможность появления в продуктовом портфеле расходных материалов других компаний, и OCS начала методично воплощать свою новую концепцию в жизнь. Добившись успеха на рынке расходки HP (доля OCS на сегодняшний момент больше доли некоторых «старожилов» канала ), OCS начала осваивать и расходные материалы других вендоров. Так, нынешней осенью было объявлено о заключении дистрибуторского соглашения с Samsung, включающего наряду с полным спектром печатающих устройств и оригинальные картриджи вендора.

Ну, и теперь список поставщиков расходки в портфеле OCS пополнился компанией Canon. И вероятнее всего, этот список скоро расширится.

Конечно, пример с OCS в значительной мере объясняется тем, что эта компания уверенно противостоит кризису. Но и общая логика в такой тактике, безусловно, есть. Ибо в маркетинговом плане продажи устройств печати и расходных материалов к ним взаимосвязаны.

Кстати говоря, обратная тенденция в последнее время наметилась и в другом лагере. Дистрибуторы, занимавшиеся долгое время только расходными материалами, стали осваивать печатную технику. Например, Ресурс-Медиа и Бюрократ, имеющие в течение длительного времени наибольшие доли продаж расходных материалов HP и других вендоров, стали работать и с периферией этих производителей.

Тагир Мустафин, аналитическая компания ITResearch